22 февраля в России отмечается Международный день поддержки жертв преступлений



alttext

Международный день поддержки прав жертв преступлений

Фонд поддержки пострадавших от преступлений присоединяется к общеевропейской акции #MakingVictimsRightsaReality.

22 февраля Международный день поддержки жертв преступлений, который отмечается во всем мире как день солидарности общества с теми, кто стал жертвой криминала, кто нуждается в восстановлении прав, психологической, правовой и духовной поддержке. Фонд поддержки пострадавших от преступлений традиционно проводит неделю «В поддержку прав жертв преступлений», в рамках которой проводит ряд мероприятий, направленных на актуализацию проблем, связанных с восстановлением справедливости по отношению к жертвам преступлений.

_________________________________________________

Развитие социальных, политических, экономических и иных процессов в современной России находит свое отражение в состоянии криминальной ситуации и обуславливает необходимость ее критичной оценки и выработку мер по профилактике правонарушений, борьбе с преступностью, обеспечению общественной безопасности и правопорядка. При этом на первое место выходят интересы личности, которые состоят из обеспечения конституционных прав и свобод, личной безопасности, повышения качества и уровня жизни, в физическом, духовном, интеллектуальном развитии, что подтверждается Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683, которая определяет в качестве приоритетной задачи обеспечения общественной безопасности защиту жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина. Тем более, когда это касается защиты прав пострадавших от преступлений.

Несмотря на ряд позитивных законодательных изменений по укреплению процессуального статуса потерпевшего, для обеспечения всесторонней защиты интересов потерпевших требуются дальнейшие законодательные коррективы в сфере социально-медицинской и психологической помощи, а также компенсации полученного вреда пострадавшим.

Президент РФ В.В. Путин неоднократно обращал внимание на необходимость учета мнения пострадавших от преступлений, на необходимость более эффективной защиты их прав. При этом реформы последних лет криминологически и виктимологически не обоснованы, характеризуются системными просчетами, непоследовательностью и низким уровнем профессионализма, а также противопоставлением прав пострадавших правам преступников и, как следствие, не достигают главной и объективной цели не приводят к реальному и качественному снижению уровня преступности.

О динамике преступности

Государственные органы раскрывают данные официальной статистики только по зарегистрированным преступлениям. Из официальных данных, которые не публикуются для широкой общественности, следует, что практически на прежнем уровне сохраняется число обращений граждан и организаций о противоправных, по их мнению, деяниях, совершенных в отношении их собственности или личности – 10,7 млн. в 2006 г. до 11,3 млн. в 2017 г. При этом количество возбужденных уголовных дел значительно (в 1,9 раза) сократилось (с 3,3 млн. в 2006 г. до 1,78 млн. в 2017 г.), а их удельный вес от зарегистрированных сообщений сократился в 2 раза, составив в 2017 г. всего 16,3%. Количество отказов в возбуждении уголовного дела составило около 6.3 млн. Если соотнести «отказные» материалы к возбужденным уголовным делам, то уровень с 1992 по 2017 год возрос почти в 8 раз (с 47,7% до 354%).

Несмотря на предпринимаемые организационные и законодательные шаги, в 2018 году опасной тенденцией явился рост количества тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных организованными группами или преступными сообществами – 15 141 (АППГ – 12 873; +17,6 %), их удельный вес в общем числе расследованных преступлений данных категорий вырос с 5 % до 5,8 %.

Количество лиц, здоровью которых причинен тяжкий вред, в 2017 году увеличилось на 13,3%. По сравнению с аналогичным периодом 2016 года число лиц, погибших в результате преступных посягательств, возросло на 0,5 %. В 2018 году количество лиц, здоровью которых причинен тяжкий вред, уменьшилось на 19,4 % (41 002), число лиц, погибших в результате преступных посягательств, сократилось на 11,2 % (26 031).

Число зарегистрированных в 2018 году тяжких преступлений по сравнению с аналогичным периодом 2017 года увеличилось на 3,8 %.

Также в 2018 году более трети всех зарегистрированных преступлений (42,3 %) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем краж, мелкого хищения, присвоения или растраты, грабежей, разбоев.

В целях усиления защиты прав и свобод граждан, пострадавших от преступных посягательств, укрепления правопорядка, повышения эффективности деятельности органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов, Фонд поддержки пострадавших от преступлений сформировал ряд соответствующих предложений.

В частности, по мнению ФПП необходимо криминологически и виктимологически обосновывать разрабатываемые субъектами законодательной инициативы проекты федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в уголовное, уголовно–процессуальное, уголовно–исполнительное законодательство, включающего в том числе детальный анализ последствий принимаемых изменений для лиц, совершивших преступления, и граждан, пострадавших от их действий.

Также, субъектам законодательной инициативы ФПП было предложено разработать и внести проекты федеральных законов, предусматривающих совершенствования процедуры начала производства по уголовному делу; корректировку уголовно-процессуального законодательства в части порядка уведомления потерпевшего (заявителя) о принятом по заявлению процессуальном решении, о порядке проверки законности вынесенного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела прокурором, а также об установлении в уголовно-процессуальном законодательстве статуса заявителя; устранение пробелов уголовно-процессуального законодательства, в части возмещения вреда, причиненного преступлением.

О компенсации потерпевшим вреда, причиненного преступным деянием

ФПП неоднократно отмечал важность проблемы компенсации вреда, причиненного преступлением, поскольку потерпевшая сторона не может рассчитывать на адекватную социальную помощь и реабилитацию со стороны государства, а компенсация вреда не является безусловной обязанностью виновного лица и производится только при наличии обвинительного приговора суда. Потерпевший не может рассчитывать на компенсацию вреда, причиненного преступлением и в случае, если преступник не установлен или установлен, но скрывается от следствия, в связи с чем, привлечь его к уголовной ответственности не представляется возможным.

Социальная функция ст. 52 Конституции Российской Федерации, гарантирующая право на компенсацию причиненного ущерба, отраженная в УПК РФ, а также в ситуативных нормативно-правовых актах, издаваемых в связи с отдельными трагическими происшествиями, на сегодняшний день в полном объеме не отвечает поставленным задачам.

По мнению ФПП, необходимо возвратиться к идее, основанной на зарубежном опыте, наработках ряда профильных органов государственной власти Российской Федерации, экспертного сообщества и определить государственный механизм возмещения потерпевшему вреда, причиненного преступлением, закрепить методику определения стоимости человеческой жизни и шкалу исчисления вреда исходя из его тяжести для расчетов компенсаций и материальной помощи потерпевшим от преступлений.

В целях более эффективного восстановления социальной справедливости в части возмещения вреда, причиненного преступлением потерпевшему, и расходования денежных средств должны быть закреплены условия, виды и размеры государственной компенсации.

Выплата компенсации не отменяет обязательного возмещения вреда обвиняемым. Важным фактором, побуждающим осужденного к возмещению причиненного ущерба, может служить законодательное закрепление нормы о необходимости полного погашения причиненного ущерба в качестве одного из обязательных условий для положительного решения вопроса об освобождении осужденного от отбывания наказания или замены наказания более мягким.

Для решения проблем в сфере компенсации причиненного вреда, ФПП сформированы предложения по внедрению программы возмещения ущерба пострадавшим от преступных посягательств, программы оказания психологической, медицинской и социальной помощи свидетелям и жертвам преступлений, а также создания Национального фонда поддержки потерпевших от преступлений и компенсирования за счет его средств потерпевшим от преступных посягательств причиненного вреда.

Сегодня, как никогда, нам необходима действенная защита гражданина, как основной ценности, гарантированная поддержка государства тем, кого не удалось защитить и правосудие, направленное на восстановление справедливости. Необходимо добиться единообразия в восприятии адекватной компенсации за содеянное, обеспечения определенного баланса в уголовном законодательстве и формулирования единообразной государственной идеологии, о которых неоднократно говорил в своих выступлениях Президент Российской Федерации В.В. Путин.

ФПП