Артур Рамазанов: «Декриминализация ряда уголовных статей показывает отношение государства к проблемам общества»



alttext



В студии Радио России гость программы «Право на защиту» адвокат Адвокатской палаты города Москвы, кандидат юридических наук Артур Рамазанов обсудил с ведущей Ильмирой Маликовой положения законопроекта о декриминализации целого ряда уголовных статей.

Ильмира Маликова: Здравствуйте. У микрофона Ильмира Маликова. Приветствую всех наших радиослушателей. У нас в студии сегодня Артур Рамазанов – адвокат Адвокатской палаты города Москвы, кандидат юридических наук, человек, занимающийся не только практикой, но и теорией, что очень важно для нашего разговора. Здравствуйте, Артур.

Артур Рамазанов: Здравствуйте.

Ильмира Маликова: Сегодня наш разговор будет посвящен нескольким важным темам для дальнейшей жизни нашей страны. Права человека не абстрактное словосочетание. Это то, из чего строится политика государства в области защиты интересов каждого гражданина. Его безопасности и уверенности в том, что в любой сложный момент государство поддержит его, накажет его обидчиков и компенсирует те ущербы, которые он понес. Такова идеальная модель права в стране. Для правозащитного движения «Сопротивление» происходит принципиальная вещь сейчас в российском законодательстве. Правозащитное движение «Сопротивление» оказывает бесплатную юридическую и психологическую помощь жертвам уголовных преступлений. На этом фоне безопасность каждого гражданина, обеспеченная не только органами правопорядка, но и судебными органами, является для нас приоритетным направлением. Иногда точка зрения общественных организаций не совпадает с государственной. Верховный суд РФ внес в Государственную Думу законопроект о декриминализации ряда статей Уголовного кодекса, направленную на либерализацию уголовного законодательства. Предполагается, что законопроект будет рассмотрен в феврале 2016 года. Декриминализация – перевод правонарушения из уголовного в административное.

Артур Рамазанов: Либо, вообще, в ни какое.

Ильмира Маликова: Правонарушение перестает быть уголовным и преследоваться как уголовное. Оно может стать, либо административным и караться штрафом. Или же, вообще, перестать караться. Гуманизация и либерализация уголовного законодательства – процесс, идущий у нас практически лет 10.

Артур Рамазанов: Сейчас гуманизация эта, якобы, идет. Тут этим процессом тоже на надо увлекаться, потому что кроме людей, которые привлекаются к уголовной ответственности, есть еще и потерпевшая сторона, которая не очень-то рада порой этой гуманизации. То, что председатель Верховного суда внес законопроект, о котором мы сейчас ведем речь, говорит и о другом. Верховный суд не скрывает, что это направлено, в том числе, и на то, чтобы облегчить работу судам.  В последнее время работу судам все время облегчают. Уже рассматривают дела в особом порядке, фактически, не вникая в суть обвинений, в доказательную базу. Теперь еще ряд статей пытаются убрать, которые актуальны на сегодня. Особенно то, что связано с насилием над личностью физическим, таким, как побои и угрозы психологические. Что, надо дожидаться, когда человека убьют?

Ильмира Маликова: Сейчас мы об этом поговорим подробнее. Артур Рамазанов – адвокат Адвокатской палаты Москвы заявил свою позицию. Очень часто отечественные чиновники, руководители ведомств, в том числе такого, как Верховный суд РФ – это последняя инстанция судебная, используют риторику о правах человека, при этом, смотрят только в одну сторону – прав преступника, правонарушителя и забывают о правах законопослушного большинства. Подобного рода риторика является довольно лицемерной. Разговор о том, что необходимо декриминализировать ряд статей в связи с тем, что надо разгрузить судей, при этом, эти статьи все равно не исполняются. Так считают специалисты и эксперты, которые предложили Верховному суду вынести эту инициативу Президенту. Когда мы узнали об этом, правозащитное движение «Сопротивление» подняло волну среди общественных организаций. Мы пришли в Государственную Думу, к людям, принимающим решения там, и убедили их обратить на это особое внимание. Не секрет, что сейчас Госдума занимается разными вещами – этот год выборный. В ноябре произойдут выборы. Сейчас им необходимо завершить какой-то свой цикл, доштамповать те законы, которые у них лежат, и проштамповать те законы, которые необходимо принять. Мы хотели бы, чтобы они с водой не выплеснули ребенка, чтобы поняли, что эти статьи закона определяют права личности.

Артур Рамазанов: В Госдуме разные веяния, но основная часть здравомыслящих депутатов считает, что изменения, предложенные Верховным судом, преждевременны. Эти статьи работали, может быть, и не на все 100%, например, угроза убийством, порой, была связана с доказательством данного преступления…

Ильмира Маликова: Предполагается ввести административное наказание за побои, за что раньше человек мог лишиться свободы, угроза убийством, причинение тяжкого вреда здоровью – это тоже председателем Верховного суда считается не столь важным. Злостное уклонение от уплаты алиментов, использование заведомо подложного документа.

Артур Рамазанов: По поводу последнего. Само по себе это преступление редко встречается. В основном в совокупности с мошенничеством. Может, тут особой проблемы и нет. А вот, что касается неуплаты алиментов – их и так не платят практически. А мы пытаемся улучшить демографическую ситуацию, защитить права человека на жизнь, свободу, здоровье. В данном случае в рамках административного процесса сложно свои права защитить. Если учесть, что работа судебных приставов плохо налажена в стране. Те же штрафы далеко не всегда эффективно выполняются.

Ильмира Маликова: За последние несколько лет усилиями нынешнего руководителя ФССП Артура Парфенчикова сделано очень много в плане взыскания алиментов, потому что есть судебные решения по которым приставы взыскивают эти алименты. Меры, которые служба ввела для должников – невозможность выехать за границу, ограничения по гражданским сделкам и т.д. и т.д. – это стало действенным способом. Человек, не платящий алименты, имеет судебную перспективу. На многих эта мера действовала отрезвляюще, потому что никто не хотел бы, приходя на работу, признаваться в том, что у тебя есть судимость за неуплату алиментов. Это обществом порицается. А сейчас общество делает такой «разворот»: «Да не плати!». Бросил жену с детьми: «Нормально все! Ничего не будет. Ты правильный пацан».

Артур Рамазанов:  Дело в том, что когда была уголовная ответственность, люди не платили – а сейчас они, вообще, перестанут платить. Приставы стараются, конечно, привести все к реальным выплатам. Я считаю, приставам необходимо расширить полномочия, доступ к оперативным базам, чтобы они более эффективно могли разыскивать должников. У них не всегда этот доступ есть.

Ильмира Маликова: Этого доступа, видимо, они никогда уже не получат, если неуплату алиментов декриминализуют. Государство считает, что главное заплатить государству, а женщине с детьми и пожилым родителям не обязательно. Это самые беззащитные слои населения. Вместо того, чтобы усилить их защиту, если оно не может повысить им пенсии, так заставьте платить тех, кто обязан платить.

Артур Рамазанов: Дело в том, что с выездом за рубеж, во многом, эти проблемы связаны и люди, кто ездит, пытаются платить, чтобы этих проблем не было. Основная масса населения в кризис за рубеж ездить не будет. Особенно люди в селах, отдаленных регионах России.

Ильмира Маликова: Декриминализация уплаты алиментов является большим развращающим фактором. Если эта статья не будет работать, не будет преследоваться, как этот человек будет платить штраф за неуплату алиментов, если он не платит алименты? Это имеет развращающий общество эффект.

Артур Рамазанов: Это показывает отношение нашего государства к этой проблеме. Вместо того, чтобы усилить не наказание, а практику исполнения взыскания алиментов, у нас эту ситуацию значительно облегчили. Тем, кто и так не платил, им еще легче станет. Конечно, отношение людей к такой позиции государства будет не очень хорошим.

Ильмира Маликова: Тем не менее, некоторые депутаты у нас уже готовы поддержать эти указания. Ирина Яровая считает, что декриминализация ряда статей не снизит защиту прав общества и альтернативные формы ответственности за некоторые преступления, в частности, административное наказание за некоторые формы мелких краж, позволит социализироваться преступнику. Можно поспорить на эту тему.