Больше проблем – больше уполномоченных



В России может появиться уполномоченный по правам пострадавших от преступлений. В конце этой недели, как выяснила «НГ», соответствующая инициатива будет обсуждаться в администрации президента. Предложение прозвучало на ежегодной общероссийской конференции «Солидарность. Действие. Право» в выступлении председателя общественной организации «Сопротивление» Ольги Костиной. Она, вероятно, и станет новым омбудсменом.

Кандидатуру Костиной, считают правозащитники, может предложить президент Владимир Путин – в случае одобрения им самой идеи. Если выдвижение доверят правозащитникам, они будут скорее всего отстаивать кандидатуру председателя комитета за гражданские права Андрея Бабушкина, сказал «НГ» правозащитник Валерий Борщев.

«НГ» поинтересовалась у Ольги Костиной, готова ли она вступить в должность нового омбудсмена. «Если предложат, мы готовы стать этим аппаратом», – отметила правозащитница. Костина напомнила о своем многолетнем опыте в этом вопросе: «К тому же у нас есть коллеги в разных регионах, которые занимаются проектами – постепенно мы рассчитываем выйти на создание целой сети».

Сегодня, по общему мнению сторонников реализации идеи, эта сфера слабо урегулирована в законодательстве. «Не хватает рук, – сказал «НГ» Борщев. – Одни борются за права заключенных, другие отстаивают интересы предпринимателей». Новая структура, по его словам, позволит держать проблему нарушений интересов пострадавших в фокусе внимания гражданского общества.

По мнению Костиной, сегодня жертвы преступлений гораздо менее защищены, чем осужденные, подозреваемые и заключенные. Многие жертвы отказываются обращаться в правоохранительные органы, будучи уверенными, что их заявление там проигнорируют, замечает собеседница «НГ». По ее словам, инициативу поддержал глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов. Итоги этой конференции в конце недели фонд «Сопротивление» направит в администрацию президента. Среди предложений – создание уполномоченного по правам пострадавших от преступлений.

Эксперты «НГ» отметили, что разговоры о появлении поста нового омбудсмена возникают в момент наиболее острых публичных дискуссий. В период споров, связанных с регулированием в Сети, возникло предложение создать должность интернет-омбудсмена. Сегодня, когда Минюст получает право заносить НКО в реестр иностранных агентов, СПЧ предлагает создать комиссию по защите правозащитников.

«Когда в какой-то области накапливаются проблемы, чиновники пытаются решить их наиболее легким путем. И, убеждаясь, что работа нынешних уполномоченных приносит плоды, пытаются переложить проблемы на их плечи», – сказал «НГ» заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Однако если на каждую проблему создавать по уполномоченному, то их количество вскоре выйдет за рамки, считает эксперт. Кроме того, между ними возникнет конкуренция. Макаркин напомнил, что в стране уже сейчас существует уполномоченный по правам человека Элла Памфилова,  и уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, и бизнес-омбудсмен Борис Титов. «Так почему потерпевший не может обратиться к Памфиловой? Это вполне ее компетенция».

Адвокат Теюб Шарифов убежден, что идея Ольги Костиной логична: «Сегодня такой жертвой государства является не только человек, несправедливо осужденный, но и жертва преступления, поскольку ее интересы защищаются государством довольно посредственно. Это выражается, в частности, в слабо развитом институте адвокатуры и отсутствии подлинного независимого суда в стране». Шарифов подчеркивает, именно омбудсмены могут сегодня изредка достучаться до верхушки политического олимпа: «Они часто встречаются с президентом, высказывают свои идеи».

Кстати, о проблемах судебной защиты пострадавших сказал «НГ» уполномоченный по правам человека в Хакасии Александр Чистотин: «Во многих республиках стоит проблема с неисполнением решений суда. У меня много жалоб о непогашении материальных компенсаций за нанесенный ущерб».

Насколько эффективен сегодня институт уполномоченных? Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева подчеркивает, что омбудсмены сегодня не имеют никаких властных функций: «Полагаться им приходится на хорошие взаимоотношения с властными структурами». Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова подтвердила «НГ», на плечи одного регионального омбудсмена «в день ложится до 50 заявлений от граждан». Нехватку кадров в аппарате омбудсмена остро ощущает и Башкортостан. Об этом посетовал в беседе с «НГ» уполномоченный по правам человека в республике Рим Каюнов. Он пояснил, что в последнее время аппарат уполномоченных совершенствуется. Раньше федеральные органы неохотно шли на контакт с уполномоченными в регионах, замечает Каюнов,  «теперь заключается соглашение с федеральными ведомствами, и они часто реагируют на наши запросы».

Екатерина Трифонова, Корреспондент отдела политики “Независимой газеты”