«Необходимо лечить детские души!»



Правительственная Комиссия по делам несовершеннолетних намерена добиться скорейшего рассмотрения законопроектов о ювенальной юстиции и ужесточении мер наказания за преступления против детей. Об этом заявил 26 марта председатель Комиссии Рашид Нургалиев. До 2 апреля члены Комиссии подготовят соответствующие обращения в Государственную Думу РФ, Верховный Суд, а так же попросят содействия и поддержки у избранного президента России Дмитрия Медведева.

Не суды и не туды

Открывая заседание Комиссии, Рашид Нургалиев заявил, что необходимо кардинально пересмотреть нормы законодательства как в части ужесточение мер ответственности за правонарушения в отношения семьи и детей, так и в подходах решения проблем социально-экономического характера в данной сфере. Позиция председателя Комиссии и министра внутренних дел понятна. Ежегодно на учет ставится более 100 тыс. неблагополучных семей и около 172, 5 тыс. несовершеннолетних. Во многих регионах детская преступность не сокращается, а только увеличивается. Что характерно, растет рецидивность, поскольку ресоциализации отбывших наказание в местах лишения свободы подростков не происходит.

Одной из мер, способных принципиально изменить ситуацию, как с защитой прав несовершеннолетних, так и с предупреждением преступлений является ювенальная юстиция. Когда-то в России существовали ювенальные суды, которые рассматривали преступления, совершенные подростками не с позиций уголовного наказания, а с позиций спасения человеческой души. При рассмотрении каждой конкретной ситуации суд выносил решение, которое в первую очередь способствовало возвращению оступившегося подростка в общество. Что интересно, ювенальные суды в России работают и сегодня. Например, в Ростовской области работает 5 судов, в Брянской области и Пермском крае – 3 суда. Ювенальные суды действуют так же в г. Ангарске Иркутской области, г.Абакан Республики Хакассия, г.Елец Липецкой области, г. Кольчугино Владимирской области, г. Кингисепп Ленинградской области, открывается суд в Самарской области. Ювенальному суду в г. Таганрог уже 5 лет.

Федеральные законодательные органы с равнодушием и политическим безразличием взирают на развитие ювенальной юстиции в регионах. По словам члена Правительственной Комиссии по делам несовершеннолетних Олега Зыкова концепция судебной реформы в России была написана еще в 1991 году.  В 2002 году в первом чтении был принят закон о ювенальной юстиции, что привело к активизации общественного диалога по данному вопросу. С тех пор законопроект пылится в столах членов профильного комитета Госдумы.

«Закон о ювенальной юстиции в Госдуме действительно лежит, потому что его рассмотрение зависит не от тех комитетов, которые заинтересованы в его скорейшей реализации», – заявила депутат Госдумы Екатерина Лахова. – «Верховный Суд так же проявляет в этом вопросе мало активности. Необходимо инициировать пленум Верховного Суда по вопросам ювенальной юстиции и семьи. Намерены ли они что-либо делать в Год семьи?»

Судья Верховного Суда, присутствовавшая на заседании Комиссии, отметила, что Верховный Суд заинтересован в принятии закона. По ее словам, «все решения так называемых ювенальных судов законны, просто эти суды используют другие технологии – более прогрессивные»! Как внедрить прогрессивную модель судопроизводства федеральные судьи не знают. «Надо ли выстраивать отдельную систему снизу до верху, либо встраивать ее в систему судов общей юрисдикции?» – рассуждала представитель высшей судебной власти страны. – «Если назвать судью ювенальным, может ли он рассматривать другие дела?» Словом, вопросов у судей больше, чем ответов.

«Давайте проведем выездную комиссию и посмотрим, как работаю эти суды», – предложил Рашид Нургалиев. – «Всем сразу станет многое понятно. Сколько еще можно возвращаться и возвращаться к вопросу ювенальных судов?»

Кстати, в ноябре прошлого года члены Комиссии уже направляли письмо в Госдуму, с просьбой скорейшего принятия поправок, либо дополнений в конституционный закон в части введения ювенальных судов. «До 2 апреля мы подготовим повторное обращение в Думу, и будем надеяться, что найдем понимание у представителей законодательной власти», – заявил Рашид Рургалиев.

Рашид Нургалиев поддерживает деятельность «Сопротивления»

Один из факторов неблагополучия в семьях – домашнее насилие и жестокое обращение с детьми. По информации МВД РФ в прошлом году родителями и законными представителями совершено более 6 тыс. преступлений, сопряженных с жестоким обращением. Министр отметил, что все чаще дети подвергаются расправе и со стороны отчимов, при этом многие матери оправдывают действия своих сожителей, как одну из форм отцовского воспитания.

«Сегодня в России 73 тысячи детей подвергается посягательствам на изнасилование отчимами и отцами» – поддержала острую дискуссия председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валентина Петренко. – «А мы продолжаем играть со статьями Уголовного кодекса! Нам стоит отдельно провести межпарламентские слушания, на которые пригласить все те министерства и ведомства, которые очень долго тянут с принятием законодательных актов. Особенно представителей Минфина, потому что очень часто мы от них слышим ссылку на то, что поправка или закон очень дорого стоят. Дороже жизни, судьбы ребенка ничего нет!»

Рашид Нургалиев с удовлетворением отметил, что тема семейного насилия становится предметом активного общественного диалога. Проблемы обсуждались 20 февраля на заседании круглого стола «Год семьи в России. Нет семейному насилию. Нет насилию над детьми», а так же на выездном заседании Общественного совета при МВД в Кемерово, которое состоялось на прошлой неделе. «Не могу не отметить активных действия молодой организации «Сопротивление», которая занимается защитой прав и свобод потерпевших», – заявил Рашид Нургалиев. – «Эта сторона общественной защиты сегодня не получает то, что должна получать. Потерпевшие не получают соответствующей реабилитации. А ведь во многих случаях этот потерпевший – ребенок.  Почему сегодня нет новых технологий, которые нацелены на защиту детей? Необходимо лечить детские души!»

По словам Валентины Петренко сегодня в России в области детства работает более 400 федеральных и региональных законов. В последнее время принято очень много законов, в частности, в сфере семейного патроната. Валентина Петренко считает необходимым серьезно пересмотреть существующее законодательство, чтобы привести его в соответствие с современным положением в обществе. Коллегу поддерживает депутат Госдумы Татьяна Яковлева, которая оценила «жесткость» российских законов: вовлечение несовершеннолетних в употребление пива и напитков, изготовляемых на его основе, карается штрафом от 100 до 500 рублей, спиртных напитков или одурманивающих веществ – от  500 до 1000 рублей, если родитель злостно уклоняется от уплаты средств на содержание детей – срок обязательных работ 120-189 часов, либо исправительные работы до 1 года, либо арест на срок до трех месяцев. «Я выступаю за ужесточение наказания по всем перечисленным пунктам» – заявила Яковлева. 

«Нам необходимо понимание проблемы!»

Обстановка с социальной поддержкой и реабилитацией подростков, а так же неблагополучных семей в регионах крайне сложная. Во многих субъектах РФ она ложится только на плечи членов местных комиссий по делам несовершеннолетних. Естественно, при подобном подходе ожидать положительных результатов, как в социальной сфере, так и в правоохранительной, как говорится, не приходится.

Так, в Мордовии число особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними в 2007 году, выросло на 59%. Удельный вес учащихся в преступлениях составил 75%, что является одним из самых высоких показателей в России. При этом на 23,2 % увеличилось число подростков, совершивших преступления повторно. Печальные цифры огласил Ответственный секретарь Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних, зам. начальника ДООП МВД РФ Владимир Голубовский, который недавно провел в Мордовии комплексную проверку состояния дел по борьбе с правонарушениями  несовершеннолетних и социальной работе с неблагополучными подростками и семьями.

Ситуацию с подростковой наркоманией в республике Владимир Голубовский охарактеризовал, как непонятную. Специалистам есть над чем задуматься, ведь по официальным данным Минздрава РМ по состоянию на 1 января 2008 года на наркологическом учете в республике состоит 2 несовершеннолетних. «О том, что в Мордовии проблема подростковой наркомании не стоит говорить пока еще рано», – был осторожен в оценках статистики Владимир Голубовский. – «В 2007 году несовершеннолетними республики совершено 20 преступлений, связанных с наркотиками и еще 18 административных правонарушений, связанных с употреблением наркотиков. При этом на территории Мордовии нет ни одной подростковой наркологической больницы, а наркологические кабинеты есть только в 5 городах республики».

Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних Мордовии так же вызывает много вопросов в МВД РФ. В сентябре 2007 года школьный инспектор ПДН школы №11 Саранска выявил факт нанесения побоев преподавателем физики двум ученицам 8 класса. «Администрация общеобразовательного учреждения факт совершения педагогом противоправных действий в отношении учащихся скрыло от правоохранительных органов», – отметил Владимир Голубовский. – «А  инспектору руководство школы стало угрожать и требовать не вмешиваться во внутренние дела». Ученице другой городской школы, родители которой пили, не работали, не занимались воспитание ребенка пришлось самостоятельно обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних с заявлением о лишении родителей родительских прав. «Это единственный в России факт, когда ребенок сам пришел в комиссию по делам несовершеннолетних с просьбой о помощи!» – отметил Владимир Голубовский.

Представитель МВД так же констатировал, что число преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних сопряженных с изнасилованием и действиями сексуального характера в Мордовии выросло на 18%, в 2 раза выросло число правонарушений, связанных с неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. «Комиссия по делам несовершеннолетних оказывает влияние только на районные комиссии, при этом подростки оказываются вне зоны ее влияния» – резюмировал Владимир Голубовский.

Валентина Петренко поинтересовалась у министра юстиции Мордовии что сделано по результатам проверки. «Заседание правительства Республики Мордовия было запланировано еще в конце прошлого года на 28 марта 2008 года с такой же повесткой дня» – ответил Михаил Денисов. – «Но визит рабочей группы МВД РФ заставил нас более глубоко подумать…».

«Предлагаю запросить протокол этого заседания и посмотреть, какие меры будут приняты» – предложила Валентина Петренко.

Рашид Нургалиев дал поручение Владимиру Голубовскому выехать на место и проинформировать Комиссию о том, что региональные власти намерены предпринять для исправления ситуации. «Время придет, мы, может быть, съездим и сделаем контрольную проверку», – отметил министр.   

Критику Рашида Нургалиева вызвало и состояние дел в Новгородской области, где рост тяжких преступлений, совершенных подростками составил 20%, при этом причинение тяжкого вреда здоровью почти 80%.  «Вы пишите в отчете, что подростковая занятость в регионе составляет 94%», – обратил он  внимание зам. главы администрации Андрея Бегишева. – «Я Новгородскую область знаю вдоль и поперек. Не может быть таких показателей! Понимаете, нам нужны не отписки, а ваше понимание проблемы!»      

«Наступил такой момент, когда ни одному из нас не удастся остаться в стороне от решения данных проблем!» – был лаконичен в выводах министр внутренних дел РФ, обращаясь к собравшимся.