Эксперты ФПП приняли участие в круглом столе в Общественной палате РФ по защите прав потерпевших



alttext

Общественная палата РФ

Исполнительный директор Фонда поддержки пострадавших от преступлений (ФПП) Матвей Гончаров и эксперт Фонда Максим Пешков приняли участие в работе круглого стола в Общественной палате РФ: «Защита прав потерпевших: проблемы и пути их решения».

В мероприятии, организованном по инициативе Комиссии Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с ОНК, приняли участие члены ОПРФ, представители МВД РФ, Следственного комитета РФ, Генпрокуратуры РФ, судебных органов, общественных правозащитных организаций.

Стоит отметить, что в 2016 году правоохранительными органами отмечено общее снижение показателей преступности примерно на 6%. Рост регистрируемых преступлений отмечен лишь в 11 субъектах Российской Федерации. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в числе всех зарегистрированных преступлений снизился почти на 10%.

«В последние несколько лет в защите прав потерпевших отмечаются печальные тенденции, – считает исполнительный директор Фонда поддержки пострадавших от преступлений Матвей Гончаров. – Резко выросло число мошеннических преступлений, в том числе, в отношении пожилых людей. Не проработаны механизмы восстановления прав граждан, ставших жертвами преступлений в сфере высоких технологий. До сих пор нет чётких и понятных мер защиты детей от преступных посягательств, так же как и утверждённых законом мер по реабилитации детей, ставших жертвами».

Необходимо отметить, что в январе-сентябре 2017 года органами МВД России зафиксировано 1,55 миллиона преступлений, органами Следственного комитета РФ рассмотрено 366,5 тысячи сообщений о преступлениях. При этом, по данным Генеральной прокуратуры РФ, при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях выявлено 2,55 миллиона нарушений закона. При этом, в данной статистике не отражены сообщения о преступлениях и правонарушениях, в регистрации которых заявителю было отказано. По последним опубликованным данным (2015 год) ежегодно в правоохранительные органы поступает порядка 30 миллионов сообщений и заявлений.

«Кроме того, в официальной статистике огромное количество двойного учёта, – отмечает эксперт Фонда поддержки пострадавших от преступлений Максим Пешков. – Гражданин написал заявление о преступлении, участковый провёл проверку, вынес отказное, гражданин его обжаловал в прокуратуре, прокурор отменил и вновь направил в ОВД, где его повторно регистрируют, но уже другим числом. Таким образом, одно и то же заявление о преступлении, может быть зарегистрировано неоднократно. Почему? Так проще уходить от сроков, ссылаясь на более новую дату, а не прежнюю».

Эксперты Фонда поддержали рекомендации круглого стола в части дополнения части 4 статьи 148 УПК о нормах устанавливающих обязанности органов следствия и дознания направлять копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела почтой, с приобщением к материалам квитанции. Эксперты считают возможным направлять данные уведомления по желанию заявителя по электронной почте, либо посредством портала «Госуслуги».

Так же правильным было бы дополнить часть 6 статьи 148 УПК РФ обязанностью по направлению заявителю копии постановления прокурора и руководителя следственного органа об отмене постановления, поскольку, если такое постановление принято, в нём в силу закона, должны быть указаны недоработки, допущенные органами предварительного следствия и, заявитель, получив последующую копию постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела, должен понимать рассмотрены недоработки, на которые было указано или нет.

«Фонд поддержки пострадавших от преступлений считает необходимым внести изменения в УПК и в «Закон о прокуратуре», чтобы установить срок, в течение которого прокурор должен проверить законность и обоснованность вынесенного процессуального решения без жалобы участника, – особо отметил Максим Пешков. – Следователь-дознаватель отказное посылает, а срок, в течение которого прокурор должен проверить законность, не установлен. Материал может пылиться несколько лет до тех пор, пока кто-то не пожалуется. Таким образом, на заведомо необоснованные решения, только потому, что они не обжалованы – а это может произойти по абсолютно любым причинам – меры прокурорского реагирования не предпринимаются. Мы считаем, что должен быть установлен срок, в течение которого прокурор обязан проверить законность вынесенного процессуального решения».

ФПП