Медиация ищет медиаторов



alttext



Эксперты считают, что предложенная Минюстом модель создания сети служб медиации, как элемента восстановительного правосудия для несовершеннолетних, требует коррекции. Проект Концепции может разрушить уже действующие структуры, при этом, за эффективность новых никто не собирается отвечать.

В Общественной палате обсудили Концепцию по созданию сети служб медиации до 2017 года в целях реализации восстановительного правосудия для несовершеннолетних. В соответствии с поручением Вице-премьера Ольги Голодец от 15 октября 2013 года Минюст объединил мероприятия в этой сфере в Концепцию, направленную на осуществление восстановительного правосудия в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственности, и на развитие сети служб медиации.

Минюст уже обсудил итоговую редакцию Концепции с представителями Минобрнауки и Минфина России. Проект распоряжения Правительства РФ об утверждении Концепции внесен в Правительство 23 мая 2014 года.

С общественностью Концепцию, как, впрочем, и весь комплекс мер, направленных на совершенствование восстановительного правосудия в отношении детей, никто не обсуждал. 18 сентября по инициативе Комиссии Общественной палаты по поддержке семьи, детей и материнства Концепцию и шаги государства в данной сфере обсудили профильные эксперты и представители органов власти.

Член ОПРФ, председатель Правления МПОО «Каждую коллегию силовиков мы слышим про растущие цифры рецидива подростковой и детской преступности, – открывая заседании, была вынуждена констатировать председатель Комиссии по проблемам материнства, детства и семьи, председатель Правления МПОО «Сопротивление»Ольга Костина. – Этому способствует и социум, и открытость информационного фона. Правительством утверждена Концепция восстановительного правосудия и служб медиации. К ней есть вопросы. Основным реализатором обозначено Минобрнауки, однако, мы понимаем, что вряд ли оно сможет это сделать. Возникает вопрос, как и где готовить кадры».

Есть несколько проблем, которые не позволяют снизить уровень преступности несовершеннолетних. По мнению члена Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей Григория Куранова, первая – финансовые проблемы. Необходимо целенаправленное финансирование. Вторая – управленческая. Существует дисбаланс между действующей системой и необходимой. Наконец, третья – ментальность. «Если мы дадим ответы на эти вопросы, то очень многое изменится», – считает депутат.

Судья Ростовского областного суда Елена ВороноваЕсли говорить о практике, то очень часто бывает так, что люди просто не знают, как примириться. Судья Ростовского областного суда Елена Воронова сообщила, что в 2012 году суды Ростовской области прекратили 215 уголовных дел в отношении 1116 несовершеннолетних, в 2013 году – 792 уголовных дела в отношении 1024 несовершеннолетних.

«Это те уголовные дела, которые вообще могли не дойти до уголовной системы, – считает Елена Воронова. –  Три четверти потерпевших по уголовным делам – те же несовершеннолетние. Родители, как правило, дают согласие на примирение. Необходимо использовать эти возможности, чтобы не доводить дело до суда… В Концепции говорится, что надо менять психологию судьи. Не надо менять психологию судьи. Суды готовы прекращать дела, готовы следовать рекомендациям Верховного Суда РФ, но решение должно быть мотивированным и обоснованным. Не дело суда примирять стороны. К тому же, прекращения дела не всегда примиряет стороны. Необходим комплекс мер по заглаживанию вины, причиненной потерпевшему».

Президент Общественного Центра «Судебно-правовая реформа» Рустем МаксудовСо стороны экспертного сообщества, предложенная Минюстом РФ Концепция вызвала конструктивную критику. Президент Общественного Центра «Судебно-правовая реформа» Рустем Максудов призвал не допустить «разгрома восстановительного правосудия в России, стратегией которого является Концепция».

«Концепция зачеркивает практически весь опыт, который в течение 20 лет создавался не только командами медиаторов, а всей системой профилактики, – заявил Максудов. – Что, сейчас нет специалистов, социально-психологических центров? Каким образом Центр «Медиация и право», который будет реализовывать Концепцию, будет создавать всю систему профилактики в России? Медиация лишь элемент всей системы профилактики в стране. И у нее есть свое место в ряду иных практик…Будет создана пирамидальная структура во главе с Федеральным Центром медиации, который будет обучать всех восстановительному подходу и сертифицировать. Кого они будут обучать? Специалистов с десятилетним опытом? В медиации не может  быть бюрократического подхода. Мы против главных медиаторов, заместителей главных медиаторов и т.п. Структуры медиации не должны «осваивать бюджеты», они должны работать там, где они, действительно, необходимы людям».

Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений БунимовичУполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович призвал «не начинать все «с нуля».

«Делать вид, что до этого никто не работал, и ничего не было – нелепый подход, – заявил детский омбудсмен. – Выстроить систему на базе только придуманных моделей невозможно. Это можно сделать только опираясь на ту реальность, которая существует. Проанализированного опыта я не увидел в Концепции. И не правда, что его нет. Мне прекрасно известно про школьный опыт медиации, почему он не проанализирован при составлении Концепции? Для меня так же совершенно очевидно, что медиация – это та область, в которой монополия абсолютно неприемлема. Если кто-то хочет примириться, а кто-то готов выступить посредником, и они прекрасно находят общий язык, то почему государство не может этого допустить? На каком основании?»

Вице-президент Национальной ассоциации благотворительных организаций Нодари Хананашвили увидел в Концепции план создания некой монопольной структуры внутри Минобрнауки.

«Я не понимаю, как она будет выглядеть и зачем в таком виде должна появиться, учитывая, что медиация значительно шире, – недоумевает общественный деятель. –  Непонятно каким образом будет подготовлено 1800 тренеров. Получается, что их нужно найти, дать образование и, самое главное, практический опыт. Концепция имеет три этапа и ориентирована до 2017 года. Нет ни одного слова о том, когда заканчивается один и начинается другой. Что будет критериями? Убежден, что директивное насаждение медиативных, социальных служб ни к чему хорошему не приведет. Мы должны ориентироваться на те методы, которые востребованы. Государство должно заниматься «социальным садоводничеством» – аккуратной поддержкой работающих методов и практик медиации. В тех регионах, где это уже происходит эффект оказывается более устойчивым и мощным».

Директор Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Олег Зыков напомнил участникам дискуссии, что развитие восстановительного правосудия в России не ограничивается Концепцией. «Было бы хорошо, если бы возобновилась работа по восстановительному правосудию при Совете судей, – выразил надежду Олег Зыков. –Предлагаю Общественной палате обратиться в Совет судей с предложением создания рабочей группы по проблемам судопроизводства в отношении несовершеннолетних. При Минюсте сейчас формируется рабочая группа по развитию медиации и реализации Концепции. В нее должны войти представители судебного сообщества».

«Предлагая и развивая жизненно необходимые нам программы, мы должны корректировать их сейчас, – заявилаОльга Костина. –  Задача Общественной палаты – стыковка общественности и специалистов с профильными ведомствами, если такого взаимодействия нет. Со своей стороны мы начинаем движение по коррекции предложений Правительства, тем более, что критика обоснованна, и по коррекции работы следственных и судебных органов. Действительно, доступ до услуг восстановительного правосудия должен быть везде, но это не должно отменять разнообразия возможностей и методов. Один из возможных шагов – предложить Правительству включить в рабочую группу, которая возможно будет создана, тех специалистов, которые уже много лет работают в сфере медиации. Этот шаг не сложен. Не думаю, чтобы нам в этом отказали. Мы обобщим, то, что мы услышали и направим наши предложения Вице-премьеру Ольге Голодец.

Напомним, 22-24 сентября 2014 года в Пензе Минобрнауки проводит Всероссийское совещание-семинар по проблемам деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите прав детей. В работе примет участие Вице-премьер, председатель Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ольга Юрьевна Голодец. Одной из тем, которая будет обсуждаться на совещании, станет восстановительное правосудие в отношении несовершеннолетних и развитие служб медиации.

Сопротивление