Проблемы компенсации вреда, причиненного преступлением



alttext

Мария Яншина, директор спецпроектов Фонда поддержки пострадавших от преступлений

Директор спецпроектов Фонда поддержки пострадавших от преступлений Мария Яншина считает, что в настоящее время потерпевшая сторона не может рассчитывать на адекватную социальную помощь и реабилитацию со стороны государства, а компенсация вреда не является безусловной обязанностью виновного лица и производится только при наличии обвинительного приговора суда.

Мария Яншина, директор спецпроектов ФПП

Потерпевший не может рассчитывать на компенсацию вреда, причиненного преступлением и в случае, если преступник не установлен или установлен, но скрывается от следствия, в связи с чем, привлечь его к уголовной ответственности не представляется возможным.

Социальная функция ст. 52 Конституции Российской Федерации, гарантирующая право на компенсацию причиненного ущерба, практически не реализуется на практике.

Необходимо возвратиться к идее, основанной на зарубежном опыте, наработках ряда профильных органов государственной власти Российской Федерации, экспертного сообщества и определить государственный механизм возмещения потерпевшему вреда, причиненного преступлением, закрепить методику определения стоимости человеческой жизни и шкалу исчисления вреда исходя из его тяжести для расчетов компенсаций и материальной помощи потерпевшим от преступлений.

В целях более эффективного восстановления социальной справедливости в части возмещения вреда, причиненного преступлением потерпевшему, и расходования денежных средств должны быть закреплены условия, виды и размеры государственной компенсации.

Выплата компенсации не отменяет обязательного возмещения вреда обвиняемым. Важным фактором, побуждающим осужденного к возмещению причиненного ущерба, может служить законодательное закрепление нормы о необходимости полного погашения причиненного ущерба в качестве одного из обязательных условий для положительного решения вопроса об освобождении осужденного от отбывания наказания или замены наказания более мягким.

Создание государственной компенсационной системы позволит снизить социальную напряженность, поскольку обеспечит реальную поддержку пострадавших, повысит уровень доверия граждан к правоохранительным и судебным органам и позволит ратифицировать ряд тематических международных правовых документов и избежать значительного количества обращений в Европейский Суд по правам человека.

Проектом федерального закона «О потерпевших от преступлений», разработанным Следственным комитетом РФ совместно с Фондом поддержки пострадавших от преступлений, устанавливаются основные принципы защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов потерпевших, укрепляется их правовой статус, определяется порядок возмещения вреда, причиненного преступлением, закрепляются определенные условия предоставления государством компенсации потерпевшим, виды и размеры компенсации, особенности реализации несовершеннолетними потерпевшими права на получение компенсации, а также права на срочную компенсацию.

Компенсационная система может формироваться за счет следующих поступлений: штрафов, назначаемых в качестве уголовного наказания; государственных средств, полученных от конфискации имущества в порядке, установленном уголовным законодательством Российской Федерации; государственных средств, полученных от реализации вещественных доказательств по уголовному делу; сумм залогов, внесенных в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, и обращенных в доход государства; доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады.

Система позволила бы производить выплаты даже в том случае, когда отсутствует возможность взыскания денежных средств с преступника, не нанося никакого ущерба бюджету Российской Федерации.

Размер компенсации должен покрывать расходы: по потере заработка, на содержание иждивенцев, на погребение, на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию потерпевшего, а также медицинскую и социальную реабилитацию близких родственников несовершеннолетнего потерпевшего при наличии прямых последствий преступления в объеме и размере не ниже установленных для застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

На повестке дня также остался неразрешенным крайне острый вопрос, касающийся социальной, медицинской и психологической реабилитации потерпевших от преступлений, оказания им различной помощи, которой в России сейчас нет.

Ввиду отсутствия системы медико-психологической реабилитации потерпевший может рассчитывать только на диагностирование кризисных состояний врачами-психиатрами, оказание различных экспертных услуг. Данные меры не являются достаточными, так как определение степени травматизации пострадавшего может быть разной, и не обязательно говорящей о развитии патологических состояний и необходимости соответствующей психиатрической помощи, медикаментозного вмешательства. Кроме того, для работы, например, с пострадавшими детьми, необходимо привлечение специалистов в области возрастной или педагогической психологии, клинических психологов со знанием и опытом работы в отрасли психологии развития ребенка, практикой в области детско-родительских отношений и психологической травмы, а также врачей-психотерапевтов. Необходимо развивать систему помощи пострадавшим, с обязательным последующим медико-психологическим сопровождением.

Создание в Российской Федерации эффективной государственной системы защиты потерпевших могло бы стать важным фактором обеспечения социальной стабильности в обществе и демонстрацией выполнения государством своих конституционных обязательств перед гражданами, а также позволило бы в полной мере реализовать положения ст. 52 Конституции Российской Федерации.

Пробелы уголовно-процессуального законодательства в части возмещения вреда, причиненного преступлением.

По вопросу возмещения вреда, причиненного преступлением, необходимо остановится и на ст. 160.1. УПК РФ, устанавливающей обязанность следователя (дознавателя) принять меры по установлению имущества подозреваемого, (обвиняемого) стоимость которого обеспечивает возмещение причиненного имущественного вреда только по тем уголовным делам, по которым преступлением был причинен именно имущественный вред.

Таким образом, у следствия отсутствует обязанность по принятию мер к установлению и аресту имущества подозреваемого (обвиняемого) по уголовным делам, по которым потерпевшему был причинен неимущественный вред, т.е. например вред здоровью (гл. 16 УК РФ).

При этом, причиненный потерпевшему вред здоровью может и должен быть возмещен в рамках гражданского иска, заявленного в ходе расследования уголовного дела (ст. 44 УПК РФ), либо самостоятельно, после постановления приговора, в порядке, установленном ГПК РФ, что на практике крайне затруднительно.

Несмотря на то, что УПК РФ содержит правовые механизмы наложения ареста на имущество (ст. 115 УПК РФ) для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий, в силу ст. 38 УПК РФ реализация данного механизма, в случае причинения потерпевшему вреда здоровью, остается на усмотрение следователя, в то время как при причинении потерпевшему имущественного вреда – его обязанностью.

Необходимость законодательных изменений обуславливается, прежде всего, тем, что в случае совершения преступления, которым потерпевшему был причинен вред здоровью, оценка его тяжести, а также размера денежной компенсации за его причинение требует значительного времени, прежде всего на лечение, на реабилитацию, на проведение соответствующих судебно-медицинских экспертиз.

В случае, если следствием в максимально короткий срок не были предприняты меры по розыску и наложению ареста на имущество подозреваемого (обвиняемого), то к моменту заявления гражданского иска (как в уголовном, так и в гражданском процессе) подозреваемый (обвиняемый) может распорядиться таким имуществом по собственному усмотрению либо самостоятельно, либо с помощью доверенных лиц, что, в конечном счете, значительно затруднит взыскание потерпевшим ущерба причиненного вредом его здоровью.

Предложение:

Предлагаем изложить ст. 160.1 УПК РФ в следующей редакции: «Установив, что совершенным преступлением потерпевшему причинен вред здоровью или имущественный вред, следователь, дознаватель обязаны принять меры по установлению имущества подозреваемого, обвиняемого либо лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за вред, причиненный подозреваемым, обвиняемым, стоимость которого обеспечивает возмещение причиненного вреда здоровью или имущественного вреда, и по наложению ареста на данное имущество».

ФПП