«Сопротивление» помогло узнику немецкого концлагеря добиться получения жилья



alttext

Юрист МПОО "Сопротивление" Александр Кошкин

Казалось бы, такие истории должны были остаться в прошлом. Но равнодушие и халатность местных чиновников, порой граничащие с преступлением, раз от раза повергают общество в шок. Со дня Победы в Великой Отечественной войне прошло уже более 70-ти лет. Тех, кто напрямую боролся с фашизмом или пострадал от него остались единицы. Их имена и фамилии должны быть наизусть выучены руководством местных региональных органов власти и социальных департаментов. Но в ряде регионов происходит обратное. Выжившие в фашистских застенках граждане обивают пороги местного чиновничества.

В 2013 году в правозащитное движение «Сопротивление» обратился Валерий Иванович Свиридов – бывший несовершеннолетний узник фашистского концлагеря. Годом ранее он по состоянию здоровья переехал жить к дочери в город Ханты-Мансийск. В двухкомнатной квартире общей площадью 39,1 м2, помимо Валерия Ивановича проживало еще 3 человека. Тогда он обратился в Департамент муниципальной собственности администрации Ханты-Мансийска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Указом Президента РФ, федеральным законодательством узники фашистских лагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами в годы ВОВ имеют такие же права, как инвалиды и участники боевых действий.

Что же сделали местные чиновники?! Конечно же, они отказались принять Валерия Ивановича на учет. Главный аргумент в профессиональной безграмотности местной власти: «узники приравнены в правах с инвалидами и участниками ВОВ, но не равны». К слову сказать, местный суд быстро расставил все по местам – отказ чиновников был признан незаконным.

Тогда «горе-правоведы» из администрации стали обжаловать решение суда в вышестоящих инстанциях. Нет смысла говорить насколько затянулось для пожилого человека «хождение по мукам»: в суды, прокуратуры, иные надзорные инстанции. В 2013 году Валерий Иванович обратился в правозащитное движение «Сопротивление».

«Ознакомившись с документами, я был откровенно шокирован, – говорит старший юрист МПОО «Сопротивление» Александр Кошкин. – Инвалид, пенсионер, ветеран живет на 40 квадратных метрах, а местная власть борется не за его права, а против него… При этом законы, подтверждающие право получения бывшими узниками концлагерей и гетто жилья и иных социальных льгот и выплат, были приняты еще в 2004 году. В моей юридической практике это первый подобный случай».

Правозащитное движение «Сопротивление» помогло Валерию Ивановичу Свиридову составить нужные обращения и ходатайства. Практически весь 2013 год юрист МПОО «Сопротивление» Александр Кошкин занимался перепиской с прокуратурой Ханты-Мансийского АО, пытаясь привлечь внимание надзорного органа к данной проблеме. В августе 2013 года решением Ханты-Мансийского районного суда по иску региональной прокуратуры на администрацию Ханты-Мансийска была возложена обязанность единовременно выделить денежные средства для приобретения Свиридовым жилого помещения. Так же было признано его право на получение льгот, в соответствии с нормами Федерального закона «О ветеранах». В октябре 2013 года Валерия Ивановича включили в список ветеранов и инвалидов ВОВ, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Казалось бы, справедливость восторжествовала. Но не все так просто. На протяжении практически всего 2014 года Валерий Иванович пытался получить положенное ему жилье. Денег, говорили местные чиновники, на это нет. При этом, что характерно, органы исполнительной власти регулярно истребовали из федерального бюджета средства на реализацию федеральных инвестиционных программ. Почему они не были выделены на получение жилья Свиридовым, остается неизвестным. Для прояснения ситуации и исполнения судебных решений председатель правления МПОО «Сопротивление» Ольга Костина была вынуждена обратиться в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Только 8 мая 2015 года, в канун 70-летия дня Великой Победы распоряжением местных органов власти Валерию Ивановичу Свиридову была выделена 1-комнатная квартира площадью более 40 м2 в новом жилом доме. Три года понадобилось правозащитникам, прокурорам, судьям, чтобы добиться реализации предусмотренного законом права бывшего узника немецкого концлагеря на улучшение жилищных условий. И, есть ощущение, что если бы не 70-летие Великой Победы, делом Валерия Ивановича, а точнее «хождением» вместе с ним «по мукам», мы занимались бы и сегодня.

Так, когда же исполнение социальных обязательств, станет заслугой не федерального центра, а местных региональных органов власти? Повторимся – ветеранов и узников концлагерей, отдавших силы и здоровье борьбе с фашизмом сегодня осталось очень и очень мало. Когда местные органы власти будут гордиться своими обязательствами перед ними, а не тяготиться их исполнением?

_____________________________________________________

Сотрудники МПОО «Сопротивление» поздравляют Валерия Ивановича Свиридова с новосельем! Желаем ему здоровья, благополучия и долгих лет жизни.