Юрист ФПП Александр Кошкин проанализировал плюсы и минусы принятия закона о борьбе с «чёрными риэлторами»



alttext

Старший юрист, эксперт Фонда поддержки пострадавших от преступлений Александр Кошкин

Александр Кошкин, юрист, эксперт Фонда поддержки пострадавших от преступлений:

23 мая 2018 года Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении был принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части конкретизации прав собственника жилого помещения).

В соответствии с данной инициативой «….в случае, если при осуществлении такой регистрации на одного человека будет приходиться менее учетной нормы площади жилого помещения, такая регистрация допускается в отношении лиц, являющихся супругом, детьми или родителями собственника, в отношении других лиц такая регистрация допускается на основании судебного решения о признании членом семьи собственника жилого помещения, а также, если проживание в жилом помещении допускается в соответствии с федеральным законом».

«Доля в праве общей собственности на жилое помещение может быть образована при условии, что размер доли каждого из сособственников обеспечит ему возможность вселения в жилое помещение…..

Доля в праве общей собственности на жилое помещение не может быть разделена собственником на части, если это повлечет невозможность вселения в жилое помещение каждого собственника….»

Вышеуказанные нововведения, конечно, существенно осложнят жизнь так называемым «черным риэлторам». К сожалению, закон не защитит пострадавших, которые, к примеру, в результате продажи одним из родственников доли в квартире, размер которой составляет не менее учетной нормы площади жилого помещения. Размер это учетной нормы в зависимости от населенного пункта варьируется в среднем от 6 до 12 кв. метров на человека. В случаях, если проданная доля равна или более учетной нормы жилого помещения, (а при вышеуказанных метражах учетной нормы не сомневаюсь, что таких случаев будет не мало), данный закон, увы, не сможет защитить собственника от так называемых «черных риэлторов» и «профессиональных соседей».

Во многих СМИ говорилось, что «толчком» для принятия этого закона в первом чтении, послужило убийство московским художником Александром Боровым своего соседа по коммуналке, которого он считал «профессиональным соседом» и, который, по его словам, делал его жизнь в квартире невыносимой, якобы предлагая ему за его долю всего 500 000 рублей. Так вот данный законопроект, как раз и не способен защитить в подобных случаях, т.к. в собственности убитого было 2/3 доли, т.е. в данном случае при покупке размер доли был более учетной нормы жилого помещения.

Да, к сожалению, этот закон не решит проблемы «черных риэлторов» и не способен в полной мере защитить гражданина от данного вида мошенничества, но справедливости ради необходимо отметить, что ограничения на формирование долей и регистрационные действия способны, наконец-то, решить проблему продаж микро долей в жилом помещении. Именно продажа микро долей является одним из самых распространенных способов отъема жилого помещения.

Почему покупка микро долей для преступников была так привлекательна? Потому, что преступники при минимальных денежных затратах, (а чем доля меньше, тем и ее стоимость соответственно меньше), в последствии выживая собственника или собственников оставшихся долей, фактически приобретали квартиру в 5 – 10 раз дешевле ее реальной стоимости. Это, действительно, чрезвычайно прибыльное дело.

Искренне надеюсь, что о данном виде мошенничества вскоре можно будет говорить исключительно в прошедшем времени.

ФПП