Член ОП РФ Юлия Зимова предложила правительству разработать систему поощрений для сотрудников органов опеки



alttext


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Фомичев

Введение системы мотивации для органов опеки значительно увеличит количество приемных семей, а также сэкономит бюджетные деньги, поскольку содержание ребенка в детском доме обходится государству минимум в 1,5–2 раза дороже, чем в приемной семье. В этом уверена член Общественной палаты, руководитель проекта по поддержке приемных семей «Ванечка» Юлия Зимова. Она предложила ввести в практику систему поощрений для сотрудников органов опеки, которая будет включать как денежное вознаграждение, так и общественное признание. Юлия Зимова подготовила соответствующие рекомендации для Министерства образования и науки РФ. В ведомстве отметили, что готовы к обсуждению инициатив.  

— Мотивация для органов опеки — достаточно спорный вопрос, ведь устраивать детей в семьи — их непосредственная работа. Однако наш мониторинг и предметная работа с ними в разных регионах показали, что многие их сотрудники не считают своей основной задачей найти ребенку приемную семью, утверждая, что главное — обезопасить его. Также совершенно ясно, что ребенка, изъятого из семьи, намного проще сдать в детский дом, чем найти ему родителей. Мы считаем, что государству и институтам гражданского общества необходимо поощрять людей, которые содействуют усыновлению и увеличивают число устроенных в семьи детей, — отметила Юлия Зимова.

Поскольку содержание ребенка в семье обходится государству в разы дешевле, чем в детском доме, премии предлагается платить из тех средств, которые «экономят» органы опеки, качественно выполняя свою работу. Этими же деньгами можно оплачивать курсы повышения квалификации по постсопровождению приемных семей.

Предполагается, что размер материального вознаграждения будет зависеть от числа выявленных и устроенных в семьи детей и станет выдаваться по решению властей города. Также важно, чтобы учреждения стремились сохранить кровные семьи — содействовали трудоустройству матери ребенка, направляли на реабилитационные процедуры и т.п.

— Возможно, нет смысла давать деньги за каждого ребенка. Логичнее привязать денежную премию к проценту устроенных детей от общего числа или же выдавать ее по итогам квартала той опеке, у которой лучшие показатели по усыновлению в городе. Не стоит забывать и об общественном признании за профессионализм и любовь к работе. Оно может выражаться в различных грамотах, статуэтках, стендах «Лучший работник месяца»… К тому же выдающихся сотрудников можно сделать общественными экспертами. Недавно в ОП мы ввели премию «Я — гражданин!», которой впервые наградили лучшие проекты гражданских активистов. Стоит вспомнить и широко известную премию «Учитель года», удостоиться которой — высочайшая честь для педагога, — рассказала Юлия Зимова.

По ее словам, необходимо также предусмотреть, чтобы органы опеки работали на качество, а не на количество. Однако здесь серьезно подстраховывает обязательное прохождение «Школы приемных родителей», которая на первом этапе отсеивает значительное количество потенциальных усыновителей.

В Министерстве образования и науки РФ пояснили, что вопрос материального стимулирования специалистов органов опеки и попечительства определяется непосредственно органами власти субъектов РФ. Порядок стимулирования должен соответствовать законодательству о государственной гражданской службе.

— Сегодня руководители органов опеки также могут варьировать размер премиальных выплат, учитывая работу специалистов по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Министерство также готово к обсуждению инициатив, однако на данный момент таких предложений не поступало, — отметили в ведомстве.

Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов отметил, что представителей органов опеки обязательно нужно поощрять и очень важную роль здесь играют нематериальные стимулы.

— Невозможно всё разложить на бухгалтерию, только исходя из того, что дороже содержать ребенка в детском доме. Посетив более тысячи детских домов во всех регионах России, мы выяснили, что содержание одного ребенка обходится государству минимум в 60–70 тыс. рублей в месяц, к тому же на одного ребенка в среднем по России приходится два сотрудника, даже в семье часто не так. Естественно, я предложил рассматривать ситуацию как «собирание камней», перевернуть ее «с головы на ноги», то есть когда ребенка все-таки оставляют в семье и поддерживают семью или определяют в приемную, которую также поддерживают, а не кормят детский дом, — отметил омбудсмен.

Он также отметил, что органы опеки — это горизонтальная структура, которая присутствует в 150 тыс. муниципалитетов и, естественно, с ними необходимо серьезно работать, поскольку в конечном итоге проблема упирается в них. До создания системы обучения и поддержки приемных родителей на органах опеки лежала вся работа по подбору приемной семьи и ее сопровождению.

По его словам, в этих организациях должны работать люди, понимающие современную ситуацию и нацеленные не на то, чтобы больше детей отобрать, а на то, чтобы больше семей сохранить.

Уполномоченный также отметил, что сегодня рекомендованный Минибрнауки норматив (один специалист органов опеки на 2,5 тыс. несовершеннолетних) практически нигде не выдерживается, особенно на Дальнем Востоке, где есть районы, в которых на одного представителя органов опеки приходится по 10–12 тыс. несовершеннолетних.

— В апреле 2012 года первый раз за всю историю современной России мы провели Всероссийский съезд уполномоченных, на который собрались представители органов опеки всех регионов. Они жаловались на то, что их ругают все: отец и мать, когда делят ребенка, или родители, совершившие преступления, у которых отобрали детей. Или прокуратура, когда случается ЧП с ребенком, которого не изъяли из семьи. После этого мы начали вручать благодарности, грамоты и различные награды руководителям и представителям органов опеки, которых отмечали за то, что они больше детей сохранили в семье или добились того, чтобы дети вернулись в родную семью, стараемся, чтобы эта инициатива исходила от местных властей, — добавил омбудсмен.

Депутат Госдумы, член комитета по вопросам семьи, женщин и детей Константин Субботин поддержал идею поощрения сотрудников органов опеки, отметив, что обязательно должен быть проработан четкий механизм премирования, чтобы органы опеки не гнались за статистическими данными, устраивая детей в семьи.

— Думаю, стоит подумать над тем, чтобы такие премии выдавались по истечении какого-то времени. К сожалению, не всегда удается отдать ребенка в ту семью, где его ждет счастливая дальнейшая жизнь, потому что далеко не все дети уживаются с приемными родителями. Это человеческий фактор, и как бы хорошо органы опеки ни исполняли свою работу, такие случаи всё равно будут.

Парламентарий также отметил, что премии должны выдаваться не просто за количество устроенных детей. Необходимо также учитывать целый ряд факторов: возраст детей, состояние здоровья, социальный статус приемных родителей и др.

Мария Елкина, Известия