Домашнее насилие в заголовках СМИ



Тему домашнего насилия и планы государственных и общественных структур по противодействию семейно-бытовым преступлениям широко обсуждает российская пресса. Тезисы выступления министра внутренних дел Рашида Нургалиева и общественных деятелей, участвовавших 20 февраля в работе Круглого стола «Год семьи в России. Нет семейному насилию. Нет насилию над детьми», попали в заголовки крупнейших российских СМИ. Предлагаем вашему вниманию обзор публикаций.

«Необычную встречу вчера провел в своем ведомстве министр внутренних дел России Рашид Нургалиев», – пишет «Российская газета», – «Впервые на милицейской, так сказать, площадке для открытого обсуждения собрались руководители общественных правозащитных движений и силовики. Что любопытно, инициатива такой встречи принадлежала правозащитникам».

«Почему министр с готовностью принял такое предложение?», – задается вопросом «РГ». – «Тема, которую здесь обсуждали, выходит далеко за рамки милицейских возможностей – семейное насилие. Оказывается, наличие семьи – далеко не всегда гарантия детского счастья, благополучия и элементарной безопасности. Порой бывает так, что лучше бы этой семьи у ребенка не было вообще. Вот только мало кто жалуется на семейного садиста или насильника. Налицо синдром "молчания ягнят". Как признал Рашид Нургалиев, самая большая проблема, с которой сталкиваются его сотрудники, – скрытая преступность.

– К сожалению, уровень латентности преступлений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений, является одним из самых высоких, что признано ведущими зарубежными и российскими специалистами, – рассказал министр. – Социологические исследования показывают, что основная часть потерпевших от таких преступлений не обращается за помощью в соответствующие государственные органы и общественные организации.

Особое место, по словам министра, занимают сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних. Масштаб этой беды не поддается учету. Жертвы всеми силами пытаются скрыть происшедшее из-за стыда и страха перед взрослым…

Ольга Костина, руководитель правозащитного движения "Сопротивление", привела статистику семейного насилия. Ежегодно в России около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Побои бывают такими зверскими, что ребятишки умирают. Более 50 тысяч детей каждый год убегают из дома, спасаясь от "горячей любви" своих родственников или опекунов. Ежегодно 7 тысяч детей становятся жертвами сексуальных преступлений.

Что делать в такой ситуации?…» http://www.rg.ru/2008/02/21/nasilie.html

«…генерал-полковник Нургалиев напомнил, что в стране с успехом работает институт школьных инспекторов милиции», – отвечает на вопрос «РГ» газета «РБК Daily». – «То же самое нужно и семье, МВД предусматривает введение должности семейного инспектора. В его задачи будут входить работа по профилактике домашнего насилия, пьянства, защита детей от побоев и издевательств родителей», – отметил министр. Кроме того, министр считает, что необходимо создавать приюты временного пребывания для жертв насилия и телефоны доверия…

…В департаменте охраны общественного порядка (ДООП) МВД России РБК daily пояснили, что должность семейного инспектора уже внедрена в качестве пилотного проекта в Ставропольском крае, в Мурманской и Сахалинской областях. В новом качестве пробуют себя 30 человек. Правда, сами милиционеры признают, что 30 человек им явно недостаточно. Но в ДООП надеются, что когда эксперимент будет признан успешным, семейный инспектор появится при каждом отделении милиции. Кадровый вопрос в МВД намерены решить за счет выпускников милицейских, педагогических и психологических вузов…». http://www.rbcdaily.ru/2008/02/21/focus/323574

«…По словам министра, чаще всего подвергаются насилию дети от 3 до 9 лет», – приводит информацию правоохранительных органов газета «Газета».-  «Но даже когда малолетние жертвы решаются обратиться за помощью к близким, то зачастую сталкиваются с недоверием. «Были случаи, что деградировавшие матери ревновали и обвиняли детей в умышленном сожительстве с насильником», – отметил Рашид Нургалиев. Подросткам ничего не остается, как уйти из дома, искать утешения в алкоголе и наркотиках.

Часто жертвы не выносят издевательств и сами берутся за оружие. Например, в конце 2004 года в Приморском крае 14-летняя девочка кухонным ножом зарезала отчима, который пытался ее изнасиловать. Годом позже в Омске таким же способом 13-летний мальчик убил отчима, избивавшего его мать. Получается замкнутый круг: жертва превращается в преступника. Сейчас в российских колониях содержится более 11 тысяч малолетних преступников. Выйдя на свободу, многие из них совершат повторные преступления. Согласно исследованиям МВД, большинство уголовников в детстве подвергались жестокому обращению или были отвергнуты родителями.

В качестве отдельной проблемы Нургалиев отметил вовлечение несовершеннолетних взрослыми в совершение преступлений: ведь ребенку по закону грозит куда меньшее наказание». http://gzt.ru/society/2008/02/20/220244.html

Информационное агентство Интерфакс определило домашнее насилие «Темой дня» и посвятило проблеме большой развернутый материал «Ужасы отдельных семей: что прячется за внешним благополучием». «Точных официальных данных о числе жертв конкретно домашнего насилия в России не существует», – пишут журналисты Интерфакса. – «Общественные организации, которые в основном занимаются этой проблемой, утверждают, что ежегодно 36 тыс. женщин и 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются своими родственниками. По данным Международной амнистии, каждый год от рук мужей и сексуальных партнеров погибает 14 тыс. женщин, по данным Европейского регионального бюро ВОЗ – от 12 до 16 тысяч. Однако истинные масштабы семейного насилия этими цифрами не исчерпываются…

…Что касается правозащитников, то они уже давно и активно помогают несчастным женщинам и детям. Российская Ассоциация Кризисных Центров «Остановим насилие» действует с 1994 г. и объединяет несколько десятков общественных организаций из различных регионов. Узнать телефон «горячей линии» в Интернете, получить психологическую помощь и записаться на тренинги для жертв насилия, если у них есть такое желание, не проблема. Однако, как показывает опыт западных стран, силами одних гражданских институтов с домашними тиранами не справится. Нужна специальная государственная программа, включающая, помимо всего прочего, реформу правовой системы.

«Международная амнистия» уже несколько раз призывала Россию выделить домашнее насилие отдельной статьей УК. По мнению экспертов, это повлечет за собой создание специальной системы, работающей на предупреждение, выявление и раскрытие подобных преступлений. Как на Западе: в полицейских участках действуют отделы, занимающиеся исключительно этой проблемой, в судах работают судьи, прошедшие образовательные тренинги. Кроме того, в большинстве развитых стран есть законы о «Предотвращении насилия в семье», гарантирующие жертвам психологическую, социальную и юридическую помощь. Государство финансирует содержание центров реабилитации, где женщины и дети могут «отсидеться», ожидания окончания бракоразводного процесса или решения суда в отношении насильника. http://www.interfax.ru/r/B/themearchive/317.html?menu=1&id_issue=11973956

Вот некоторые другие материалы российской прессы, посвященные проблеме домашнего насилия:

Нургалиев предложил создать реабилитационные службы помощи конфликтным семьям

МВД делает ставку на "семейных инспекторов"

В России необходимо создать эффективную систему противодействия насилию в семье, считает Рашид Нургалиев

Курс подготовки к семейной жизни в российских школах

В МВД России обсудили проблемы насилия в семье

Заседание МВД. На повестке дня насилие в семьях

Миллионы россиян становятся жертвами домашнего насилия