«Допросы» рискуют превратиться в пытку



Ольга Костина, член Общественной палаты РФ, председатель Общественной комиссии по расследованию военных преступлений в Южной Осетии и помощи пострадавшему гражданскому населению, образованной в связи с трагедией в Южной Осетии, настаивает на обязательном присутствии психологов при проведении любых следственных мероприятий с участием пострадавших в результате конфликта.

13 августа во Владикавказ прибыли представители общественных комиссий, созданных по инициативе Общественной палаты РФ: по расследованию военных преступлений в Южной Осетии и помощи пострадавшему гражданскому населению, а также по организации помощи военнослужащим и их семьям, пострадавшим при военных действиях в Южной Осетии. Члены комиссий должны оценить обстановку с ранеными и беженцами.

«Люди, которых мы видим здесь, находятся в крайне подавленном состоянии. Им тяжело вспоминать пережитое. Между тем, сейчас одна за другой государственные и общественные структуры начнут собирать их показания, – отметила председатель правления правозащитного общественного движения «Сопротивление» О. Костина после посещения лагеря беженцев в Алагире. «Без участия квалифицированных психологов «допросы» следователей рискуют превратиться в еще одну пытку», – считает Костина.

Костина сообщила, что уже 14 августа во Владикавказ приедет координатор движения «Сопротивление», который оценит потребности лагерей беженцев, в том числе – в психологах. По данным, которыми располагает Ольга Костина, в палатках в Алагире нашли на неопределенное время приют около 800 беженцев, из которых не менее – 300 дети. В каждой жилой палатке – примерно 20 коек. Обитатели брезентовых бараков не жалуются на временные условия, но из-за духоты вынуждены набрасывать «стены» на «крышу», что немного проветривает помещение. Впрочем, днем беженцы коротают время в очереди за продуктами питания и одеждой, раздача которых регулярно объявляется в мегафон.

Врачи скорой помощи дежурят круглосуточно: чаще всего требуются успокоительные, но кроме валерианки у медиков в арсенале ничего нет.

Регистрация новых беженцев ведется постоянно. Только за два часа, которые общественники пробыли в лагере, было оформлено около 30 человек, от чего списки прибывших на воротах лагеря напоминают лоскутное одеяло. В Алагире расспрашивают новичков об обстановке на Родине. Но никто не плачет. А ведь еще несколько дней назад, как рассказывают местные журналисты, в Алагирском лагере ручьем текли слезы первых беженцев, сидевших на своих пожитках под открытым небом. «Ответственными и мужественными» назвала Костина беженцев, поселившихся в Алагире. И каждый здесь благодарит бога, что остался цел.

Представители Общественной комиссии по организации помощи российским военнослужащим, пострадавшим в результате осуществления миротворческой миссии в Южной Осетии Сергей Абакумов и президент Национального благотворительного фонда Алексей Моляков и член Общественной палаты Александр Брод посетили в среду 236-й военный госпиталь во Владикавказе. По словам С. Абакумова, в госпитале сейчас находится около 200 раненых из зоны конфликта. В беседе с начальником госпиталя полковником медицинской службы Вили Курбановым члены Общественной палаты выяснил, что большинство пациентов имеют пулевые ранения. «В основном это совсем молодые ребята, и, к сожалению, поступление раненых пока продолжается. Но тяжелых сейчас не более 3-х человек», – заметил Абакумов. Алексей Моляков долго беседовал с ранеными солдатами и офицерами и в конце встречи поблагодарил ребят за мужество в ходе миротворческой миссии. «Эта трагедия, судя по тому, что мы увидели здесь, в госпитале, в лагере, еще не успев выехать в Южную Осетию, станет в один ряд с Холокостом, с геноцидом армян, с 11 сентября в Нью-Йорке, и другими страшными событиями», – заявил Александр Брод.

Станислав Петров,

пресс-служба Общественной палаты, ВЛАДИКАВКАЗ