Дослужиться до небес



Только за январь текущего года в Вооруженных силах России получили тяжкие телесные повреждения более 1,5 тысячи человек. За прошлый год увечья разной степени получили более 24 тысяч военнослужащих. Покончили с собой 224 человека. Эти данные содержатся в подготовленной аппаратом Минобороны справке к сегодняшнему заседанию комиссии Общественной палаты (ОП) по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей. Справка оказалась в распоряжении "Газеты". (фото – "Газета")

Председатель комиссии Александр Каньшин пообещал обнародовать статистику небоевых потерь и травм среди личного состава не только Вооруженных сил, но и МЧС, внутренних войск МВД и погранвойск ФСБ.
 
В комиссии ОП опасаются, что с отменой большей части отсрочек число травм и смертей в армии возрастет, так как призываться будут плохо подготовленные молодые люди. По отчету Минобороны, за минувший год в рамках небоевых потерь погибли 442 военных. Основную их часть, 224 человека, составили покончившие с собой призывники.

По сравнению с миром

Проблема небоевых потерь, особенно самоубийств, актуальна для всех армий мира, и не только тех, где сохранилась обязательная военная служба. Но влиятельная американская правозащитная группа Gendercide Watch в своем докладе о службе призывников в разных странах пишет: «Не исключено, что в России представлены самые ужасные случаи насилия и зверств по отношению к призывникам». Эти случаи зачастую оборачиваются суицидом.

Достаточно сравнить отечественные данные с зарубежными. В Вооруженных силах Южной Кореи ежегодно совершают самоубийство более 60 человек. Правда, численность корейских ВС на полмиллиона меньше российских – 600 тысяч. Сопоставимы с отечественной армией полностью профессиональные ВС США – 1,4 млн. В 2006 году там покончили с собой 155 человек, или в полтора раза меньше, чем в России. А в бундесвере в среднем на каждые 100 тысяч военных приходится 17 самоубийств (численность активного персонала – 250 тысяч).

Согласно статистике российского Минобороны, стремительно возросло число погибших в результате несчастных случаев и убийств по неосторожности – с 24 человек в 2006 году до 149 в 2007-м. Руководитель Центра военного прогнозирования полковник Анатолий Цыганок считает, что эти данные наиболее полно отражают реальную картину небоевых потерь. "Гибель из-за несчастных случаев возросла из-за того, что личный состав мало занимается боевой подготовкой. На этот показатель могли также повлиять данные общественных советов и организаций солдатских матерей, которые контролируют воинские части", – пояснил Цыганок для "Газеты", отметив, что раньше такие данные командирам, вероятно, удавалось скрывать.

Несчастные случаи и убийства по неосторожности тоже случаются во всех странах, разница в количестве и реакции общества. Например, весной 2005 года во время тренировки в Андах под снежным завалом погибли 46 солдат, и это были самые большие небоевые потери 86-тысячной чилийской армии за все время существования. А в соседней Аргентине убийство 18-летнего призывника Омара Карраско привело в свое время к массовой волне протестов, и граждане заставили тогдашнего президента Карлоса Менема подписать указ о переходе армии на полностью профессиональное комплектование. В России ни одно громкое преступление – против Андрея Сычева, Романа Рудакова и других – массовых протестов граждан не вызвало.

Компенсация за смерть

Перепады, зафиксированные в статистике Минобороны, не ограничиваются резким ростом числа смертей от несчастных случаев и убийств по неосторожности. За минувший год, напротив, молниеносно упало число ДТП со смертельным исходом. Если в 2005 году таких происшествий было отмечено 702, а в 2006-м – 279, то с приходом год назад на пост министра Анатолия Сердюкова, если верить статистике, военные сменили стиль вождения, и количество ДТП с летальным исходом упало до 41. На этом фоне бледно выглядит сокращение на 4,8% числа травм и физических увечий в рядах ВС – с 25,5 тысячи за минувший год до 24,3 тысячи.

Член общественного совета при Минобороны, ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова обращает в этой связи внимание на то, что страховые выплаты в случае смерти солдат остаются несправедливо низкими. Сейчас семьи погибших призывников могут рассчитывать на 140 тысяч рублей, и только при условии, что страховой случай произошел в связи с исполнением воинских обязанностей. Мельникова уже более двух лет добивается повышения суммы страховки до 2,5 млн рублей. «Люди теряют гораздо больше, чем им платит государство. Нас поддержала даже Военно-страховая компания, которая выступает в роли государственного страховщика. Показательно, что люди, которые выплачивают деньги военнослужащим, согласны, что суммы слишком незначительны», – заявила Мельникова в беседе с корреспондентом «Газеты».

Чаще гибнут на первом году

Председатель комиссии ОП по делам ветеранов, военнослужащих и их семей Александр Каньшин, которому сегодня предстоит провести слушания, настроен в целом пессимистично. Он полагает, что статистика будет только ухудшаться: это вызвано отменой отсрочек и переходом на одногодичный срок службы по призыву, из-за чего осенью ряды ВС пополнят в два раза больше молодых людей, чем раньше. А большинство небоевых потерь приходится именно на военнослужащих первого года службы из-за того, что они хуже подготовлены к службе, чем старшие товарищи. Если раньше весь первый год призывники посвящали занятиям строевой подготовки, изучению техники и вооружений и подходили ко второму году полностью подготовленными, то теперь учебно-боевая программа сокращается до шести месяцев.

Каньшин считает, что для предотвращения травматизма и небоевых потерь нужно улучшить допризывную подготовку молодежи. «Необходимо не только возродить начальную военную подготовку в школе, но и активнее готовить молодежь на базе РОСТО (ДОСААФ) и других военно-патриотических, военно-спортивных клубов, – сказал Каньшин корреспонденту «Газеты». – Кроме того, очень важно улучшить положение младшего офицерского состава, то есть тех командиров, которые непосредственно отвечают за здоровье и жизни призывников». Кроме того, глава комиссии призывает проводить более качественный отбор на военную службу уже на этапе военкоматов.

Анастасия Новикова, Антон Иваницкий, материал опубликован в "Газете" №48 от 18.03.2008г.

http://gzt.ru/society/2008/03/17/220208.html