«Казнив одного, проблему не решишь»



Депутаты Государственной Думы хотят расширить список расстрельных статей УК

В ближайшее время в Госдуме собираются рассмотреть в первом чтении законопроект, существенно ужесточающий наказание для насильников. В частности, депутаты предлагают карать преступников пожизненным заключением и даже смертной казнью, если их насильственные действия сексуального характера повлекли смерть жертвы.

Поправки в две статьи Уголовного кодекса в октябре внес на Охотный Ряд депутат Юрий Напсо. В частности, законодатель предложил наказывать за изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, не 15 годами лишения свободы, как сейчас, а пожизненным заключением «либо смертной казнью». Точно такое же наказание депутат считает необходимым ввести и за «насильственные действия сексуального характера» (мужеложство, лесбиянство с применением насилия либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего), в случае если они также повлекли смерть человека.

В пояснительной записке автор инициативы разъяснил, что сегодняшняя мера наказания за такие преступления «позволяет преступникам выйти из мест лишения свободы по разным причинам», например, условно-досрочному освобождению или амнистии. «Выйдя на свободу, они очень часто продолжают свои преступные действия, – утверждает парламентарий. – За это время преступники успевают совершить многочисленные преступления с жертвами со смертельным исходом. Таким образом, преступления, связанные со смертью потерпевших, с отягчающими обстоятельствами – изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера должны наказываться более строго».

По словам экспертов, даже если законопроект примут в таком виде, эта норма «не должна приводиться в исполнение», поскольку «в стране на казнь действует мораторий». Между тем юристы уверены, что подобные поправки в Уголовный кодекс вносить незачем. Председатель президиума Московской коллегии адвокатов Юрий Костанов пояснил «НИ»: если произошло изнасилование, сопряженное с умышленным убийством, то «это будет рассматриваться как убийство с отягчающими обстоятельствами». А за такое преступление «сейчас и без депутатов существует санкция» – пожизненное заключение и даже смертная казнь. Если же изнасилование повлекло смерть потерпевшего по неосторожности, то за это и так дают пятнадцать лет. «Кто сказал, что это мало? Это был максимум и по предыдущему советскому кодексу, и я вас уверяю: тогда таких преступлений было меньше, чем сегодня. А депутаты наши просто привыкли взвинчивать наказания до предела – скоро за нецензурную брань на улицах будут если не расстреливать, то сажать лет на 10», – заявил юрист.

Он подчеркнул: в Уголовном кодексе сегодня «существует устоявшаяся шкала соотношения санкций», и чрезмерное ужесточение ответственности за какое-то преступление может привести к «сдвигу спектра наказаний». «Например, если одинаково сурово наказывать за кражу 10 руб. и 1 млн., то человек, естественно, лучше украдет миллион. Риск одинаковый, а возможная выгода больше. Поэтому бездумно повышать жестокость наказаний нельзя», – рассуждает Юрий Костанов.

В свою очередь, Павел Крашенинников, председатель профильного комитета, в который направили законопроект, успокоил, что эту инициативу «Дума принять не может». По его словам, «поймав и казнив одного насильника, проблему не решишь». «Безусловно, выродки, которые совершают такие преступления, достойны сурового наказания. Но проблема эта обострилась не из-за того, что им дают маленький срок, а потому что их нужно ловить вовремя. Если бы мы проблему поимки решили и принцип неотвратимости наказания работал бы на 100%, то не говорили бы, что нужно всем головы рубить либо расстреливать», – заключил г-н Крашенинников.

КИРА ВАСИЛЬЕВА , «Новые Известия»