Москвичам прописали психологов



В ближайшие месяцы в столице появится институт участковых психологов, которых планируется привлечь к работе по выявлению социально неблагополучных семей и трудных подростков. Авторы идеи уверены, что новая служба психологической помощи окажет городу неоценимую услугу. Специалисты инициативу поддерживают, но предупреждают, что для ее воплощения нужно устранить прошлые ошибки. (Фото: ИТАР-ТАСС)

Столичные власти решили всерьез заняться психологическим здоровьем москвичей. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на первого заместителя мэра в правительстве Москвы Людмилу Швецову, в Москве в ближайшее время будет запущен эксперимент по созданию института участковых психологов, которые могут прийти на смену комиссиям по делам несовершеннолетних.

По мнению Швецовой, комиссии не в состоянии охватить весь спектр потребностей населения и не подходят для всех категорий семей.

«Социально неблагополучной можно назвать не только ту семью, в которой родители алкоголики или наркоманы, но и ту, где дети находятся без присмотра взрослых и предоставлены сами себе», – пояснила она.

В одном из районов столицы в качестве эксперимента будет создана сеть участковых психологов. Если нововведение приживется, положение о сети будет отдельно прописано в готовящемся законе о психологической помощи населению, сказала Швецова.

Как пояснили газете ВЗГЛЯД в пресс-службе Департамента семейной и молодежной политики города Москвы, сейчас проект находится в стадии разработки.

«Работа над концепцией и структурой новой службы психологической помощи была поручена нескольких государственным учреждениям, в том числе и службе психологической помощи населению при нашем ведомстве, – рассказала пресс-секретарь Департамента Ольга Правдина – В ближайшем будущем каждый проект будет рассмотрен специальной комиссией, которая отберет приемлемый вариант».

Практикующим психологам идея московских властей в целом понравилась. Тем не менее, специалисты предупреждают, что для создания стоящей социальной службы городу придется приложить много усилий.

«Подобные идеи не раз возникали в теории, но «пробуксовывали», когда дело доходило до практической реализации, – пояснила газете ВЗГЛЯД педагог-психолог центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «На Таганке» Влада Айзина».

Во-первых, утверждает эксперт, в неудачах прошлых лет отчасти виновата сама система психологической помощи. Так как большинство девиантных подростков переходят от одной службы к другой – от психиатров к работникам социальной сферы. В результате, «врачебная» чехарда доставляет ребенку максимум дискомфорта и минимум пользы.

«Проблемы происходят еще и от того, что в городах элементарно не хватает специалистов, способных охватить такое количество детей, – продолжает Айзина. – Представьте, что на одного школьного психолога ежедневно приходится 500 детей, каждому из которых он сможет уделить всего две-три минуты».

Институт участковых психологов может стать хорошим подспорьем для помощи подрастающему поколению. По мнению эксперта, для создания эффективной службы психологической помощи, работники нового ведомства должны работать «в связке» с социальными педагогами школ, комитетами по делам несовершеннолетних и детскими комнатами милиции.

«Службы как-то должны отбирать себе потенциальных клиентов. Но ходить по домам и предлагать свою помощь бесполезно, – уверена Айзина. – У настоящих трудных подростков и их семей нет внутреннего запроса на работу с психологом. В силу этого курс реабилитации под наблюдением участкового психолога может стать принудительным».

И в этом нет ничего удивительного, считает эксперт. Например, в США существует множество принудительных курсов по управлению гневом или избавлению от различных фобий. Однако сами участковые психологи не смогут полностью вылечить пациентов.

«Психолог может снять стресс в основной травмирующей ситуации, но первопричину стресса он устранить не может. Такими проблемами должны заниматься узкие специалисты, поэтому организация, в идеале, должна стать посредником между пациентами и службами длительной психологической коррекции или юридическими консультациями», – предложила она.

Таким образом, целью нового ведомства может быть экстренная помощь в шоковой ситуации. Для этого службе предстоит не только стать максимально контактной, но и завоевать уважение юных москвичей, а затем решить, как поступать с ними дальше, ведь психологическая помощь не ограничена лечением и разъяснительными беседами.

«После лечения ребенок вернется в ту же самую среду, которая когда-то довела его до нервного срыва или психологической травмы, – предупредила педагог. – Поэтому город должен создать какие-то механизмы вывода пациента из привычной среды и работать с конкретным отклонением со всей семьей».

Наталья Ямницкая, Взгляд

http://www.vzglyad.ru/society/2008/1/27/139813.html