Новогодний компромат



Уже на этой неделе, как стало известно «Времени новостей», Генпрокуратура планирует завершить проверку недавно сформированного нового ведомства – Следственного комитета при прокуратуре (СКП), о проведении которой стало известно две недели назад. По имеющимся сведениям, материалы ревизии должны поступить из региональных и специализированных подразделений ведомства непосредственно в Генпрокуратуру для анализа и обобщения не позднее 28 декабря. По крайней мере, такие указания были даны сотрудникам, собственно проводившим проверку подразделений СКП. Таким образом, 2008 год для российских силовиков, вероятнее всего, начнется с очередного скандала вокруг обнародования результатов этой проверки. (фото – www.vremya.ru)

Как ожидается, официально результаты прокурорской проверки СКП будут оглашены на коллегии Генпрокуратуры по итогам работы в прошедшем году, которая обычно проводится в конце января. Впрочем, не исключено, что «утечки» по этому поводу могут последовать уже в первые рабочие дни после праздничных каникул.

СКП был образован в результате произведенных летом 2007 года изменений в уголовно-процессуальном законодательстве на базе следственных подразделений прокуратуры. Несмотря на название, СКП стал фактически самостоятельным ведомством. Одновременно прокуратура как госорган лишилась многих прежних своих полномочий, в том числе в значительной мере и надзора за расследованием уголовных дел. Представители Генпрокуратуры изначально были против этой реформы, заявляя, что она приведет к массовым нарушениям закона и прав граждан. Но убедить руководство страны в своей правоте не смогли, и СКП с 7 сентября приступил к работе. Таким образом, взаимоотношения между Генпрокуратурой и СКП, по определению, оказались «недружескими». Потом два ведомства, по неофициальным данным, ожесточенно делили помещения, кадры и финансирование. Когда СКП наконец заработал, прокурорские ведомства начали обвинять друг друга в необъективности и нарушениях закона при расследовании скандальных уголовных дел. Очевидно, что на этом фоне затеянная руководством Генпрокуратуры проверка ничего хорошего СКП не сулила и, как отмечали многие наблюдатели, вероятнее всего, была нацелена на «наглядное» подтверждение мнения о «вредности» проведенной реформы.

По некоторым сведениям, Генпрокуратура две недели назад отправила всем своим подразделениям «задания» на пяти страницах, где по пунктам очень подробно изложено, какие нарушения нужно искать в СКП. В качестве основных направлений для ревизии были отмечены состояние надзора за исполнением законодательства, регламентирующего прием, регистрацию и разрешение сообщений о преступлениях в СКП, а также соблюдение конституционных прав граждан, обеспечивающих доступ к правосудию; состояние прокурорского надзора за процессуальной деятельностью СКП на стадии производства предварительного следствия, в том числе за законностью задержания граждан, привлечения к уголовной ответственности; состояние прокурорского надзора за исполнением законов об осуществлении уголовного преследования, изобличения лиц, виновных в совершении преступления (каким образом организован ведомственный контроль и прокурорский надзор на этом направлении); состояние надзора на стадии утверждения обвинительного заключения по уголовным делам (отдельно следует указать, имеются ли случаи отмены руководителями СКП постановлений прокуроров, вынесенных ими по уголовным делам, если да, то указать причины и основания); рассмотрение прокурорских жалоб и обращений граждан по вопросам уголовного судопроизводства.

Также Генпрокуратура заинтересовалась кадровым составом СКП. Сейчас кадровики заканчивают внимательное изучение личных дел следователей — проверяют, откуда они были переведены, правильно ли были оформлены заявления на переход из одного ведомства в другое, имеют ли следователи юридическое образование и т.д. Если выяснится, что сотрудники СКП были оформлены с нарушениями необходимых для специалистов такого уровня требований, Генпрокуратура внесет представление о лишении их статуса следователя и наказании руководящего состава. Если же будут выявлены нарушения законодательства при исполнении своих служебных обязанностей как следователями СКП, так и их руководителями, Генпрокуратура также оставляет за собой право сообщить об этом в другие ведомства для принятия решений о привлечении их к уголовной ответственности.

«На самом деле эта проверка всего лишь устрашающий маневр, — сказал источник газеты в одном из прокурорских ведомств. — Придуман он был в связи с нарастающим противоборством руководителей двух мощных структур, имеющих определенные полномочия. В сложившейся ситуации никто не хочет идти на примирение. «Сверху» была дана команда найти компромат на СКП, чтобы убедить руководство страны в недееспособности вновь созданного ведомства. Учитывая, какие задачи были поставлены перед проверяющими, не найти нарушений они практически не могут. Тем более что СКП работает лишь три месяца и еще до конца даже не укомплектован».

Впрочем, как полагают наблюдатели, к реальным разоблачениям и уголовным делам проверка вряд ли приведет. Ведь сама прокуратура уже никого преследовать не имеет права. По закону о нарушениях она должна сообщить в тот же СКП, поскольку никто другой против его сотрудников возбуждать уголовные дела не может. В СКП же, вероятнее всего, с претензиями Генпрокуратуры не согласятся, и потому, скорее всего, все ограничится лишь публичной перепалкой между двумя ведомствами. Это, в свою очередь, грозит обострением начавшейся «войны спецслужб». Однако к ослаблению позиций СКП на данном этапе она вряд ли приведет — ведь глава этого ведомства Александр Бастрыкин известен как один из соратников Владимира Путина, с которым они учились еще в Ленинградском университете.

Екатерина Карачева, Виктор Пауков, "Время новостей"

http://www.vremya.ru/2007/237/46/194411.html