«Подмосковное ЛОВД – это «парк юрского периода»



Лидер правозащитной организации «Свобода воли» Владимир Химаныч уверяет, что количество жалоб на неправомерные действия столичных милиционеров за два последних года сократилось в 2,5 – 3 раза. Однако, в России еще есть «заповедники», куда не ступала нога правозащитника…. 

Биографическая справка

В 1990-96 гг. работал экспертом в Российском федеральном Центре судебной экспертизы при Министерстве юстиции.

В 1996 году закончил Московский институт легкой промышленности. Работал в коммерческих структурах.

Занимался правозащитной деятельностью на протяжении нескольких лет. В 2004 году вошел в состав, а затем возглавил общественную организацию «Свобода воли».  

Название организации «Свобода воли» – перевод с латинского философского понятия «арбитрум либирум» – свобода выбора, свобода жизни каждого человека  

– Владимир Григорьевич, Вы, как лидер общественной правозащитной организации «Свобода воли», 22 февраля участвовали в работе Всероссийского гражданского форума "Роль гражданских инициатив в развитии России в XXI веке". Что из прозвучавшего, Вам показалось наиболее интересным?

– На форуме прозвучало очень много ценных мыслей, интересных идей, главное, насколько эти идеи будут реализовываться. Наиболее важной, я считаю неоднократно прозвучавшую мысль об общественном контроле за госструктурами, в первую очередь, за правоохранительными органами. Эта мысль не новая. Закон об общественном контроле в первом случае был принят, но, к сожалению, с тех пор он с места не сдвинулся.

– Общественная палата, тот институт, который пытается консолидировать, сделать более эффективной деятельность общественных некоммерческих организаций в нашей стране. Что необходимо для усиления роли Общественной палаты?

– Если бы Общественная палата занималась, может быть, не столько разовыми акциями, а работала от начала до конца по каждому делу, это принесло бы гораздо больше пользы. В частности, есть Комиссия по общественному контролю за правоохранительными органами, которую возглавляет Анатолий Кучерена. Безусловно, функция, которую она выполняет, результаты деятельности Комиссии можно оценить чрезвычайно высоко. Вообще, влияние Общественной палаты на органы власти усиливается. Вопреки, опасениям многих, Общественная палата не стала, что называется, ручным, карманным органом, который можно использовать для того, чтобы придавать легитимность решениям наверху.

– Что в ушедшем 2007 году удалось сделать в области защиты прав человека вашей организации?

– Меня радуют успехи, которых мы достигли в сотрудничестве с московской милицией. Мы работаем совместно с 2004 года, и год от года наше сотрудничество только крепнет. Каждую неделю наши активисты и активисты ряда правозащитных организаций, в которые обратились граждане с жалобами на неправомерные действия сотрудников милиции, проводят рейды. Вместе с инспекцией личного состава мы выезжаем в тот отдел, на который поступили жалобы. Если сравнивать результаты рейдов с теми, что были 3-4 года назад – это небо и земля. Прогресс очевиден даже принципиальным критиканам.

Вначале была негативная реакция, накладки, трения. Но сыграла свою роль позиция начальника ГУВД Москвы Владимира Васильевича Пронина. Хочу его поблагодарить за то, что он нас поддержал. Когда он увидел, какой характер носит наша деятельность, что у нас нет интересов далеких от заявленных, мы получили и понимание, и поддержку. Когда, действительно, выявлялись факты злоупотреблений полномочиями, руководство главка принимало к провинившимся сотрудникам самые жесткие меры: были и увольнения, и взыскания. Например, начальник ОВД района «Китай-город» неоднократно допускал правонарушения. Не отличались лучшим поведением подчиненные ему сотрудники. Начальник абсолютно не реагировал на критику, направленную в его адрес. Жалоб на него было много и от иностранных граждан дальнего, ближнего зарубежья. В результате осенью прошлого года он был снят с занимаемой должности.

– Какие организации работают вместе с Вами в данном направлении?

– В первую очередь это Московская Хельсинкская группа и один из активных ее членов Валерий Васильевич Борщев. Он часто принимает участие в этих рейдах, поскольку считает это крайне важным. Большую помощь оказывает «Комитет за гражданские права», Андреем Бабушкиным. Есть очень много молодых правозащитников. Не могу не отметить активность сотрудников «Сопротивления», которые так же несколько раз принимали участие в данной работе. Мы приветствуем участие в наших акциях новых конструктивно настроенных правозащитников. Прямой телефон нашей организации 766-57-55.

– Какие проекты Вы планируете реализовать в 2008 году?

– Если говорить о Москве, то хотелось бы перейти к такой форме работы с московской милицией, как обучение руководящих сотрудников тем знаниям, о которых они достаточно часто сами просят, в частности, нормам международного законодательства в сфере защиты прав человека. Не секрет, что российское законодательство адаптируется с европейским и международным правом. Пару лет назад этот вопрос был абсолютно абстрактным. Сегодня он все больше и больше касается деятельности, как органов власти, так и правоохранительной системы России.

Самые главные наши надежды связаны с перенесением опыта сотрудничества с московской милицией в российские регионы. Количество жалоб на правоохранительные органы, буквально за пару лет, сократилось в 2,5 – 3 раза. А вот в регионах, даже в Московской области ничего подобного не наблюдается. Если мы возьмем ЛОВД – отделы внутренних дел на железной дороге, в том числе и вокзалах, которые не входят в структуру московской милиции, то на фоне серьезных изменений в ГУВД – это по- прежнему – «парк юрского периода». Количество жалоб на ЛОВД нисколько не снизилось. На областную милицию даже увеличилось. Несмотря на создание Общественного совета при ГУВД Московской области, фактически никакого общественного контроля за деятельностью подмосковных милиционеров нет.