Прокуроры изучили, как в тюрьме соблюдают Закон об общественном контроле



alttext



Генеральная прокуратура обнародовала результаты проверки тюремного ведомства на предмет соблюдения Закона об общественном контроле. Такой народный контроль по закону нужен для соблюдения прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы – тюрьмах, колониях и следственных изоляторах.

Проверка должна была ответить на вопрос, как Федеральная служба исполнения наказаний сотрудничает с членами общественных наблюдательных комиссий.

Проверка оказалась глобальной – прокуроры 81 субъекта России изучали положение дел в этой деликатной сфере за два с половиной года начиная с 2015-го и за первое полугодие 2017 года. Вывод проверяющие сделали такой – в тюремном ведомстве Закон “Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания” в целом соблюдают.

Надо подчеркнуть, что Закон об общественном контроле работает уже девять лет. Поначалу не все шло гладко. Были разногласия и противоречия с сотрудниками тюрем, особенно в период формирования и становления общественных комиссий первого созыва. Сейчас они, по мнению проверяющих, “практически преодолены” и между общественниками и сотрудниками ФСИН уже налажено нормальное взаимодействие.

В Генпрокуратуре говорят о том, что сегодня есть все условия для того, чтобы такие комиссии работали нормально. А недостатки и нарушения закона, которые находят общественники, своевременно устраняются.

И в этом прокуроры видят в том числе и свою заслугу. Прокуроры оказывают общественникам и сотрудникам ФСИН самую разную помощь – методическую, правовую и практическую. Причем, как подчеркивают в ведомстве Юрия Чайки, на постоянной основе.

Но прокуроры отметили по ходу проверки несколько острых моментов. Так члены некоторых комиссий иногда предъявляют к сотрудникам ФСИН не предусмотренные законом требования. Бывает, что общественники выражают несогласие с проведением досмотров на контрольно-пропускных пунктах режимного учреждения. Бывает, возмущаются запретом на пронос фото- и видеокамер в колонии, чтобы снимать тюремщиков и заключенных. Но случаев системного незаконного воспрепятствования сотрудниками ФСИН работе общественных комиссий проверка не нашла.

В Генпрокуратуре заявляют, что по всем выявленным отдельным нарушениям Закона об общественном контроле, в которых виновны сотрудники тюремного ведомства, директору ФСИН они внесли представления. А прокурорам субъектов надзорное ведомство отправило информационное письмо. В нем говорится об “обеспечении действенного прокурорского надзора за соблюдением законов как администрациями учреждений и органов ФСИН, так и наблюдательными комиссиями. Прокурорам напомнили, что они должны помогать обеим сторонам.

Наталья Козлова, Российская газета