Судебные приставы намерены информировать Центробанк о действиях банкиров, нарушающих правила взыскания долгов



alttext



Готовятся предложения наделить судебных приставов полномочиями проводить административные расследования. Тогда они смогут, например, запрашивать данные у сотовых компаний по звонкам коллекторов. Об этом сообщил директор Федеральной службы судебных приставов Дмитрий Аристов, который прочитал в Санкт-Петербурге лекцию о проблемах контроля за деятельностью коллекторов.

Новые полномочия помогут привлекать к ответу также микрофинансовые и микрокредитные организации, проявляющие, подчас особое рвение при взыскании долгов. И переходящие все грани.

Напомним, в этом году вступил в силу закон, который ввел строгие правила для коллекторов. А контролирует их деятельность Федеральная служба судебных приставов. Заниматься бизнесом по взысканию долгов могут только организации, официально включенные в реестр Федеральной службы судебных приставов.

Как сообщил Дмитрий Аристов, этот реестр обновляется ежедневно. По последним данным, в нем числится 121 организация. Еще просились в список 24 организации, но им было отказано, поскольку они не соответствуют требованиям.

Однако заниматься взысканием долгов могут банки и прочие организации, дающие в долг. То есть работать напрямую, минуя коллекторов.

Как объяснил глава ведомства, должностные лица ФССП России наделены полномочиями по составлению протоколов в отношении всего круга лиц, нарушающих закон о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. Так что формально под ответственность могут попасть не только коллекторы. Но и физические лица, взыскивающие задолженность в размере более 50 тысяч рублей, микрофинансовые, микрокредитные и кредитные организации.

“При этом, если речь идет не о юридических лицах, включенных в реестр, а о других субъектах (микрофинансовые и микрокредитные организации), то возникают проблемы с истребованием информации, необходимой для установления события и состава административного правонарушения, – рассказал Дмитрий Аристов. – Должностное лицо ФССП России, например, не имеет полномочий получать необходимую информацию от операторов сотовой связи. Сотовый оператор чаще всего отвечает отказом, ссылаясь на закон о защите персональных данных”.

По его словам, в настоящий момент готовятся предложения о внесении поправок в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, чтобы наделить должностных лиц ФССП России полномочиями по проведению административного расследования.

Вместе с тем деятельность на финансовом рынке микрофинансовых и кредитных организаций регулирует Банк России. “Для того, чтобы объединить эти процессы – регулирования, контроля и привлечения к ответственности этих субъектов финансового рынка, мы рассматриваем вопрос о заключении соглашения о взаимодействии с Банком России с целью обмена информацией по выявленным фактам нарушений Федерального закона N 230-ФЗ”, поясняет Дмитрий Аристов. Закон N230-ФЗ – как раз и есть тот самый закон, что ввел строгие ограничения для коллекторов.

“Полагаем, что это позволит Банку России эффективнее контролировать деятельность микрофинансовых и кредитных организаций и сделать рынок финансовых услуг более цивилизованным”, считает главный судебный пристав. Иными словами, информация о нарушающих правила взыскания долгов банкирах будет поступать в Центробанк.

А для “серых коллекторов”, не включенных в реестр и не работающих в банках, может быть повышена ответственность. Речь об обычных фирмах или предпринимателях, не имеющих никакого права работать с долгами. Но тем не менее донимающих граждан.

На сегодняшний день Федеральной службой судебных приставов составлено 4 протокола в отношении таких компаний, по результатам рассмотрения одного протокола суд назначил административное наказание в виде штрафа в размере 200 тысяч рублей. Максимальное же наказание, которое может быть назначено по данному составу, – штраф в размере до 2 миллионов рублей.

При этом, как отмечает глава ведомства, в ряде случаев такое наказание не сопоставимо с размером доходов, полученных от противозаконной деятельности “серых коллекторов”.

“Полагаем, что в дальнейшем возникнет необходимость законодательно закрепить более серьезный вид ответственности по отношению к “серым коллекторам”. Например, предусмотреть возможность уголовной ответственности в отношении лиц, занимающихся незаконной деятельностью по возврату просроченной задолженности”, сказал Дмитрий Аристов.

А на сайте службы появилась инструкция для граждан, как быть, если коллекторы угрожают. Раздел сайта “Интерактивный помощник стороны исполнительного производства” дополнен вкладкой “Что делать, если к Вам пришел коллектор или поступают письма, звонки, содержащие угрозы от коллекторов?”, в котором содержится алгоритм действий.

Марина Голубкова, Владислав Куликов, Российская газета