В Кодекс административного судопроизводства будут занесены ведомственные инструктивные письма



alttext



С 15 сентября в России действует Кодекс административного судопроизводства (КАС). Однако, как следует из целого пакета законопроектов, представленных в Госдуму, в нем есть пробел. Речь идет об актах, обладающих нормативными свойствами, то есть о разъяснениях, выпускаемых различными ведомствами. По решению Конституционного суда (КС), их выполнение может нарушать права граждан.

КС принял такое решение после рассмотрения претензий к Федеральной налоговой службе (ФНС), однако составленные кабинетом министров поправки в законодательство касаются и всех других госструктур. Как известно, разнообразные инструкции и разъяснительные письма рассылает и Центробанк, и Минфин, и Федеральная антимонопольная служба, и прочие ведомства исполнительной власти федерального и регионального уровней. Их применение другими госорганами может столкнуться с правами как одного гражданина, так и неопределенно широкого круга лиц.

Напомним, что с 15 сентября все споры граждан с решениями и действиями властей отданы в судебные коллегии по административному судопроизводству. Этот вид правосудия, прописанный в Конституции, не вводился в России на протяжении 20 лет после ее принятия. И вот теперь, едва КАС заработал, выяснилось, что в нем есть значительный пробел. Предполагается, что подготовленные правительством изменения его полностью закроют. Госдуме, куда законопроекты уже поступили, тянуть с ними будет нельзя. Хотя бы потому, что среди этих документов есть поправки в Налоговый кодекс (НК), которыми определены размеры госпошлин за иски к власти, а любые корректировки НК должны вступать в силу с очередного года, да еще и с месячным лагом до этой даты.

Однако главным все-таки является законопроект, в котором указано, что Верховный суд (ВС) назначается судом первой инстанции для жалоб на федеральные инструктивные письма. Важно отметить, что и тут специально повторяется один из главных постулатов КАС: бремя доказывания лежит не на гражданине, который решил, что его права нарушены, а на том органе власти, к которому предъявлены претензии.

Иван Родин, обозреватель отдела политики “Независимой газеты”