В Совете Федерации разрабатывают новую Концепцию уголовно-правовой политики



alttext

Уголовный кодекс Российской Федерации

В России появится Концепция уголовно-правовой политики, на основании которой потом и будет усовершенствовано действующее законодательство. В Совете Федерации считают, что сейчас поправки вносятся спонтанно, поэтому многие законы уже несколько расходятся с Конституцией. Среди готовящихся новаций – усиление роли прокуратуры в контроле над следствием, новые механизмы досудебного расследования.

Совет Федерации планирует утвердить данный документ к июню. Сейчас идет его согласование, предварительный текст будет подготовлен в феврале. По словам разработчиков, Уголовный кодекс (УК) противоречивый – ведь за 20 лет в него было внесено более 1,5 тыс. поправок.

Чтобы в дальнейшем избежать беспорядочного и неожиданного вброса поправок в законодательство, СФ предлагает создать единый Центр уголовной политики, который будет контролировать президент.

Повысить качество расследования сенаторы намерены за счет возвращения в уголовный процесс прокуроров с надзорными полномочиями. В Концепции говорится о создании такой модели, когда следователь по уголовным делам сосредотачивается на исследовании обстоятельств, а обвинение формирует прокурор. «Вернуть обязанность следователя получать согласие прокурора на ходатайство о заключении под стражу или домашний арест и возможность прокурора давать обязательные указания по устранению нарушений закона в ходе расследования», – записано в проекте.

В Центре стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина уже выработан пакет собственных предложений к этому документу. Например, о том, что по ряду статей необходимо заменить тюремные сроки кратными штрафами и возмещением ущерба, чтобы «осужденный за нетяжкие преступления и преступления средней тяжести работал и возмещал ущерб потерпевшему, потому что, сидя в тюрьме, он не может ничего возместить».

Эксперты ЦСР раскритиковали и работу правоохранителей с сообщениями граждан о преступлениях. В отчете ЦСР говорится, что за прошлый год Следственным комитетом было рассмотрено более 900 тыс. обращений, а уголовных дел возбуждено только около 130 тыс. «Еще ниже это соотношение в органах расследования МВД, куда поступает 27–28 млн обращений, по которым возбуждается лишь около 2 млн уголовных дел», – утверждается там же. Большую часть своего времени оперативники тратят на бумажную работу, поэтому в ЦСР предлагают сформировать корпус специализированных дознавателей, которые рассматривали бы все обращения о преступлениях, фильтруя их. Тогда бы следователям передавались уже такие дела, которые требуют расследования.

Отзыв на концепцию составила и Федеральная палата адвокатов (ФПА). Ее, например, не устроило предложение о возможности возбуждать уголовные дела по заявлению потерпевшего без дополнительной проверки. По мнению экспертов, это может привести к необоснованному заключению под стражу невиновных лиц.

В ФПА также отмечают, что с годами ослабляется и процессуальный статус судьи. Постоянные переназначения судей, разыскные мероприятия против них, привлечения к дисциплинарной ответственности и лишение статуса за однократные нарушения закона – все это негативно сказалось на качестве отправления правосудия. Поэтому кроме принятия Концепции, как считают в ФПА, необходимо реализовать предложения президентского Совета по правам человека по обеспечению гарантий независимости судей, гласности и прозрачности при осуществлении правосудия.

Напомним, что о необходимости разработать единую Концепцию уголовной политики уже давно говорят в правительстве и Верховном суде. Глава ВС РФ Вячеслав Лебедев считает неверным подход, когда поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы не соответствуют их первоначальной концепции.

По словам юриста Сергея Савченко, есть большие сомнения, что предложенный Советом Федерации документ имеет хотя бы какой-то шанс на реализацию. Он напомнил, что предыдущие попытки гуманизации уголовного закона не приносили видимых результатов. По его мнению, все дело в репрессивном настрое правоприменителей, который и необходимо менять в первую очередь.

Екатерина Трифонова, корреспондент отдела политики “Независимой газеты