В судах планируется убрать кабины для подсудимых



alttext

Подсудимый в зале суда

Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил ряду ведомств проработать вопрос об установлении запрета на использование в залах судебных заседаний защитных кабин для помещения в них подозреваемых, обвиняемых, подсудимых.

Для минюста поручение сюрпризом не стало. Как сообщил заместитель министра юстиции Денис Новак, ведомство еще раньше принципиально поддержало эту идею. Напомним также, что сейчас в Госдуме рассматривается законопроект, запрещающий клетки и кабинки для подсудимых. С инициативой выступил ряд сенаторов. Недавно проект поддержали и в Федеральной палате адвокатов.

Критики предложения, как правило, приводят один аргумент: среди подсудимых есть очень опасные люди. Да, де-юре человек, находящийся под судом, еще невиновен. Но значит ли это, что он не виновен в принципе? Многие действительно совершали то, в чем их обвиняют, и приговор, и срок – только дело времени.

Тем не менее сторонники инициативы уверены: безопасность в зале суда можно обеспечить и без клеток. В советское время, кстати, ни кабин, ни решеток в судах не было, и ничего страшного не происходило.

“Эти клетки появились не так давно, раньше их вовсе не было, – рассказывает адвокат Виктория Данильченко. – Конвой привозил подсудимых из СИЗО, сначала они находились в конвойном помещении, потом их спокойно поднимали наверх”.

По ее словам, в Соединенных Штатах Америки или Голландии с подсудимого, пусть даже его привозят в зал суда из мест временного содержания, при входе в зал снимают наручники.

“Во время судебного заседания он все время находится со своим адвокатом и в любой момент может тихо задать ему вопрос, – рассказывает Виктория Данильченко. – Рядом находятся судебные приставы, конвойный состав, которые обязаны следить за порядком в зале суда. Большой вопрос, почему у нас не так? Почему право на защиту у нас таким образом серьезно нарушается? У нас, чтобы подсудимому задать вопрос своему адвокату, он должен об этом заявить. Более того, суд может это разрешить или не разрешить. Порядок, когда клиент садится рядом со своим адвокатом, только недавно стал возможен в гражданском судопроизводстве”.

Поэтому в целом экспертное сообщество поддерживает инициативу. В особых случаях, когда действительно есть опасения по поводу подсудимого, можно усилить охрану.

“Безусловно, заключение в клетку так или иначе влияет на психологическое состояние. Подсудимый пришел и его уже ограничили в свободе, – говорит Виктория Данильченко. – Почему он должен находиться за решеткой, когда его дело еще не рассмотрено и приговор не прозвучал?”.

Теперь согласно поручению премьер-министра Минюсту России, МВД России, Минфину России предстоит дополнительно проработать вопрос об установлении запрета на защитные кабины в залах суда для фигурантов уголовных дел и внести соответствующие предложения с учетом затрат, необходимых для реализации указанных мероприятий, и о возможных источниках финансирования.

“Федеральная палата адвокатов РФ безоговорочно поддерживает законопроект, отменяющий использование клеток и защитных кабин для помещения в них подозреваемых, обвиняемых или подсудимых в залах судебных заседаний”, сообщили в свою очередь в Федеральной палате адвокатов.

По мнению представителей палаты, инициатива повлечет и экономию бюджетных средств, так как клетки и кабинки обходятся казне в копеечку.

Прямая речь

Евгений Рубинштейн, советник Федеральной палаты адвокатов:

– Так называемые “аквариумы” и тем более “клетки”, в которых содержатся обвиняемые в судах, уже давно стали пережитком прошлого. Они не только несли функцию обеспечения безопасности, но унижали и клеймили человека, который даже не признан виновным в совершении преступления. Более того, такие конструкции мешали коммуникации между адвокатом и его подзащитным. В современных условиях, когда системы безопасности могут обходиться без “аквариумов” и “клеток”, их использование становится избыточным. Поэтому данное решение можно поддержать в полном объеме.

Подсудимый должен находиться рядом со своим защитником. Только в такой ситуации можно гарантировать оказание ему надлежащей юридической помощи. Коммуникация между адвокатом и его подзащитным должна иметь непрерывный характер, а не только во время перерыва.

Опыт советского периода и зарубежных стран свидетельствует о том, что существует множество способов обеспечить безопасность лиц, находящихся в зале судебного заседания.

Увеличение количества конвоиров является одним из самых примитивных способов. Представляется, что необходимо развивать технические средства.

Владислав Куликов, Российская газета