Законопроект о расширении полномочий полиции отозван



alttext



Законопроект, разрешающий полицейским стрелять в толпе для предотвращения теракта и при других экстренных ситуациях, отозван из Госдумы. Секретарь генсовета партии “Единая Россия” Сергей Неверов сообщил, что этот документ фракция не обсуждала, несмотря на то что его внесли однопартийцы – председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев и его первый заместитель Эрнест Валеев.

Предлагалось значительно расширить служебные полномочия, в том числе по проникновению в частные жилища, вскрытию автотранспорта и применению оружия. Такое предложение появилось в Госдуме спустя почти неделю после теракта в питерском метро. Оно было размещено в думской электронной базе данных. Но затем “единороссы” сочли, что документ недоработан и не прошел согласования в других силовых структурах.

На первый взгляд это всего лишь декларация о разделении полномочий после создания Росгвардии. Напомним, в Законе “О полиции” уже говорилось, что полицейский вправе войти в жилое помещение, если уверен, что там происходит преступление, вскрыть и даже на время реквизировать чужую машину, если преследует опасного злодея.
Также ему разрешалось стрелять, чтобы защитить людей от вооруженного бандита, тем более предотвратить теракт. Такое право на выстрел предоставлено и сотрудникам ФСБ.

Правда, при этом было немало оговорок, многие из которых оказались не на виду, а в виде ведомственных приказов и инструкций. Ведь все же якобы понимали, что особо опасных уголовников и террористов на квартирах-“малинах” должны брать не кабинетные или лабораторные сотрудники, а “волкодавы” – опытные спецназовцы.

Но год назад многое изменилось – весь полицейский спецназ и вневедомственная охрана перешли в Росгвардию, то есть подавляющее большинство тех сотрудников, которые реально применяют оружие против бандитов.

В МВД по-настоящему вооруженными структурами остались участковые, уголовный розыск, патрульно-постовая служба и дорожные инспекторы. Конечно, в случае каких-то ЧП на посты и в оцепление поставят всех, кто служит в этом ведомстве, – и финансистов, и тыловиков, и даже сотрудников пресс-службы. И вот, представьте, ситуация: поднятый по тревоге аналитик, отнюдь не боец спецназа, вооруженный пистолетом, из которого стреляет в лучшем случае раз в месяц, вдруг четко понимает, что перед ним – террорист, готовый вот-вот взорвать бомбу и убить десятки, если не сотни, людей.

Но ведь он точно помнит инструкцию, согласно которой в толпе и даже на оживленной улице ему стрелять строго запрещено – вдруг попадет в невинного человека. Вот законопроект и предлагал разрешить открывать огонь в таких случаях всем сотрудникам полиции.

Однако есть и другая подоплека отозванного документа. В 2015 году подобный законопроект уже обсуждался. Предлагалось наделить полицейского всеми необходимыми правами на случай чрезвычайных обстоятельств, в том числе и на применение оружия. Ведь до сих пор полицейские не спешат стрелять даже при явной опасности для своей жизни и жизни окружающих. Они знают, что последуют многочисленные, в том числе и прокурорские, проверки – правомочно ли было применение оружия. И не факт, что их оправдают.

Иван Петров, Михаил Фалалеев, Российская газета