Защита с акцентом



Верховный суд России в свежем обзоре судебной практики пояснил, когда можно привлекать к делу иностранного адвоката.

Чужеземный защитник может проконсультировать нашего человека только по правовым вопросам своего государства. Приглашать иностранца для помощи в рядовом уголовном деле, допустим, о краже в подмосковном супермаркете, бессмысленно и недопустимо.

Поводом для разъяснения стало дело из Воронежской области, где суд решал вопрос о выдаче Казахстану некоего гражданина С. Поскольку своих граждан Россия не выдает, нетрудно догадаться, что гражданин был иностранцем. Может быть, именно поэтому он решил доверить свою защиту не российским юристам, а приезжим. Его интересы в деле представлял адвокат из Астаны.

Суд первой инстанции не обратил на это особого внимания. А когда дело дошло до Верховного суда страны, там сочли, что участие “нелицензионного” адвоката нарушило право человека, чья судьба решалась, на защиту. Поэтому постановление суда первой инстанции было отменено, а дело направлено на новое рассмотрение.

А вопрос специально включили в обзор судебной практики, чтобы еще раз напомнить о правилах для “юристов-легионеров”. Если иностранный защитник намерен работать в России по полной программе, он должен получить статус адвоката у нас. Для этого есть своя процедура.

Претенденту из-за рубежа, как, впрочем, и российскому кандидату, придется сдать соответствующий экзамен, доказывая свои знания и квалификацию. Если же погружаться в российское право иностранный юрист не хочет, он может консультировать по вопросам законодательства и правовым практикам своей страны. Но для этого иностранный адвокат должен официально зарегистрироваться в минюсте. Об этом тоже напомнил Верховный суд России в своем обзоре. Наши люди сегодня живут не взаперти: ездят по миру, общаются, женятся, работают и т. д. Поэтому жизнь заставляет иногда обращаться и к иностранным правоведам. Как сообщил “РГ” эксперт Федеральной палаты адвокатов России Валерий Зинченко, в минюсте уже зарегистрированы порядка 80 иностранных адвокатов, они и вправе работать по вопросам права своего государства в России.

“Не вижу в обзоре судебной практики Верховного суда никакой юридической, а тем более политической сенсации, – сказал Валерий Зинченко. – Действительно, законом установлен соответствующий порядок участия иностранных адвокатов при оказании юридической помощи на территории России. Несмотря на то, что тема “закрытых” и “открытых” юридических рынков обсуждается уже не первый год и некоторыми представителями отечественного юридического сообщества высказываются порой крайне радикальные предложения по ограничению доступа на наш рынок иностранных специалистов, Верховный суд лишь подтвердил установленный порядок и подсказал еще несведущим иностранным адвокатам путь на российское юридическое поле. И в этом ничего радикального нет”. Кстати, как уже писала “РГ”, Федеральная палата адвокатов создала рабочую группу, которая подготовит предложения по совершенствованию в нашей стране рынка юридических услуг.

Владислав Куликов, Российская газета