Ольга Костина: Нам нужна целостная уголовно-правовая политика



alttext



Председатель правления правозащитного общественного движения «Сопротивление», доверенное лицо президента России Ольга Костина в интервью сайту doverennielitsa.ru прокомментировала предложения по реформированию Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), подготовленные в Институте проблем современного общества (ИПСО). По мнению его экспертов, в нынешнем своем виде пенитенциарная система преступников не исправляет, а наоборот, порождает рецидивистов, причем за деньги налогоплательщиков. Поэтому реформа ФСИН прежде всего должна быть направлена на повышение ее открытости перед обществом.

Как пишет «Независимая газета», в распоряжении которой оказался документ, «концепцию повышения эффективности исправительной системы» после общественного обсуждения представят на заседании Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина.

«Инициативы в области правосудия меня уже начинают пугать, — сказала Костина. — Как из рога изобилия, сыплются предложения одно нелепее другого. То Кудрин предлагает нам децентрализовать полицию, что фактически приведет к сращиванию на местах полицейского и судейского произвола с произволом губернаторским. Потом призывает реформировать судейскую систему. Теперь поступает предложение реформировать ФСИН. Я очень сомневаюсь, что с самими сотрудниками ФСИН и экспертами в этой области это обсуждалось. А те эксперты, которых использует г-н Кудрин, — это люди, которые в 90-х годах уже писали нам уголовные законы, по которым мы сейчас живем, как писал Салтыков-Щедрин, «в постоянном изумлении». Потому что Верховный суд у нас предлагает декриминализовать побои и угрозы убийством, сделать эти преступления административным правонарушением и одновременно появляются публикации о том, что за оскорбление гимна человеку грозит уголовное дело и реальное лишение свободы».

«Все эти предложения абсолютно бессмысленны, пока в стране не будет уголовно-правовой политики, — считает Костина. — Пока мы не поймем, насколько наши уголовные законы соотносятся с современными вызовами и с реальностью, мы не сможем ничего реформировать. Все, что сейчас происходит: то с МВД, то с ФСИН, то с судейской системой, — на самом деле является либо лоббированием узкопрофессиональных интересов каких-то сообществ, либо просто хаотическими попытками отметиться на этой теме. Мне всегда представлялось, что г-н Кудрин был больше экономистом и финансистом, чем специалистом в области права. И я считаю, что в стране большое количество экспертов в этой области, которых тоже должен услышать президент. Хочу напомнить, что Общественная палата, например, получила отзывы на свои предложения о необходимости создания уголовно-правовой политики России от 68 регионов, где все правовые и силовые системы — судейская, прокурорская, полиция — эти предложения поддержали. В том числе и идею о том, что прежде, чем что-либо реформировать, нужно понять, в какой системе координат мы находимся, что для государства в этой сфере является приоритетами, главными ценностями. Пока этого не будет сделано, все эти метания и концепции о том, куда больше тратить денег — на заключенных, или на сотрудников ФСИН, абсолютно бессмысленны и приводят только к расшатыванию этой системы, а никак не к ее реформированию».

Доверенные лица