Ольга Костина: «Необходимы компенсационные механизмы жертвам преступлений!»



alttext

Ольга Костина, председатель Совета Фонда поддержки пострадавших от преступлений

19 февраля в России стартует Неделя «В поддержку прав жертв преступлений». Доверенное лицо кандидата на должность Президента РФ Владимира Путина, Председатель Совета Фонда поддержки пострадавших от преступлений, член Правительственной комиссии по профилактике правонарушений Ольга Костина считает, что проведение Всероссийского виктимиологического исследования будет способствовать формированию качественного правосудия и системы защиты в России.

Ольга Костина:

У Фонда поддержки пострадавших от преступлений есть набор инициатив, направленных на улучшение положения потерпевших в России. Целый ряд из них в конце 2017 года я обсуждала с представителями Государственной Думы РФ. У нового состава депутатского корпуса есть заинтересованность в совместной работе. Свои инициативы мы обязательно представим более детально.

В преддверии 22 февраля – Международного дня защиты прав жертв преступлений – я считаю, необходимо поговорить о Всероссийском виктимиологическом исследовании, проведение которого в 2018 году утверждено Правительственной комиссией по профилактике правонарушений. Оно должно стать масштабным национальным исследованием, причём, не в альтернативу ведомственным опросам. Никто в ведомствах, кстати, не воспринимает его в таком качестве.

В настоящее время достигнута договорённость с ведомствами-соразработчиками анкеты для опроса. Мне кажется, мы все должны совместно поработать в этом направлении, донести до граждан, зачем это делается и насколько это важно. Если мы хотим сами участвовать в формировании качественного правосудия и защиты, то это не так сложно сделать.

К сожалению, мы все являемся свидетелями террористических актов и тяжких преступлений. Очень часто остаются раненые, тяжелобольные дети, дети без кормильца, одинокие пожилые люди, потерпевшие, которым необходимо очень долго лечится. В России нет компенсационного механизма. Жизнь и здоровье не вернёшь: ребёнка не вернёшь родителям, а родителям ребёнка. Эти вопросы остаются по-прежнему открытыми. В Неделю «В поддержку прав жертв преступлений» они обязательно должны прозвучать. Я, конечно, скажу популистскую вещь, но когда мы видим громкие коррупционные дела на колоссальные миллиардные суммы, я неизменно возвращаюсь к той мысле, что в других странах незначительный процент – 5-10% от всего этого конфиската – всё-таки тратится государством на создание фондов для поддержки тяжко пострадавших, для поддержки семей жертв преступлений, для реабилитации пострадавших, которых надо лечить сейчас, а не когда поймают преступника. Когда мы говорим об этом с профильными чиновниками – они вздрагивают. В новейшей российской истории было уже две попытки создания такого компенсационного механизма. И обе неудачные. Возможно, потому что не было сигналов «сверху» о создании таких механизмов, а так же серьёзной и солидарной их разработки.

Для нас сейчас принципиально важен разговор применительно не только к нашей тематике. Хочется, чтобы преступления не повторялись. А для этого нужны меры государственного реагирования.

ФПП