Опека и попечительство: сходство и различия



alttext

Алексей Головань, директор благотворительного центра "Соучастие в судьбе"

Эксперт по вопросам детства, директор центра «Соучастие в судьбе» Алексей Головань и ведущая Радио России Ильмира Маликова продолжили в эфире программы «Право на защиту» обсуждение проблем, которые стоят перед усыновителями.

Ильмира Маликова: Здравствуйте. У микрофона Ильмира Маликова. Сегодня мы вновь продолжаем тему, которая посвящена детям-сиротам и решению проблем, которые стоят перед усыновителями. В студии Алексей Головань – эксперт по вопросам детства, директор Центра «Соучастие в судьбе». Здравствуйте, Алексей Иванович.

Алексей Головань: Здравствуйте.

Ильмира Маликова: Мы, когда с вами говорим о судьбе детей, которых усыновляют или берут под попечение, давайте, ещё раз дадим определение, что такое «опека», что такое «попечительство».

Алексей Головань: Дети-сироты – это те дети, у которых умер один или оба родителя, а дети, оставшиеся без попечений родителей  – дети, в возрасте до 18 лет, у которых родители или один из них лишён родительских прав, без вести отсутствует, если родитель ограничен в правах, если родители находятся в местах лишения свободы. Этот список не является исчерпывающим.  Документ, который признаёт ребёнка без попечения родителей, может быть разным – определение суда, органов соцзащиты и т.д. Бывает, что и суд устанавливает факт того, что ребёнок остался без попечения родителей. В случае, когда ребёнок остаётся без попечения родителей, он подлежит выявлению со стороны органов опеки и органы опеки и попечительства определяют форму его устройства: усыновление, опеки или попечительство. Опека – устройство детей, оставшихся без попечения родителей или детей-сирот в возрасте от 0 до 14 лет. После 14 лет идёт уже попечительство. Если ребёнок взят под опеку до 14 лет, то после 14 лет опека без издания каких-либо актов трансформируется в попечительство. В 14 лет ребёнок достигает частичной дееспособности. Если он до 14 лет является недееспособным, ещё таких детей называют малолетними, то после 14 лет ребёнок приобретает частичную дееспособность. Он может совершать мелкие сделки, некоторые действия, которые влекут некие правовые последствия. Если после 14 лет ему назначается законный представитель, то такой представитель называется попечителем.

Ильмира Маликова: Т.е. опека – это до 14 лет, после 14 – попечительство.

Алексей Головань: Да. От 14 до 18 лет. Ребёнок может, так же, как и ребёнок, не оставшийся без попечения родителей, может достигнуть полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Считается, сто достигнув возраста 18 лет, ребёнок становится полностью дееспособным, перестаёт быть ребёнком с точки зрения семейного законодательства. Но есть случаи, когда ребёнок может достигнуть дееспособности до 18 лет. Например, когда заключается брак по установленной процедуре. Тогда ребёнок считается полностью дееспособным. Если ребёнок начинает работать, например, после 16 лет. В таких случаях законный представитель ему не нужен, попечитель ему не назначается. А, если попечитель был, то его полномочия прекращаются.

Ильмира Маликова: Если ребёнок в 16 лет уже постоянно работает, то функции попечения прекращаются.

Алексей Головань: Надо иметь в виду, что опека и попечительство могут быть двух видов: безвозмездные, возмездные. Возмездные – заключается договор об исполнении законным представителем функции опеку-попечителя и когда за свою деятельность по воспитанию несовершеннолетнего опекун-попечитель получает ещё определённое вознаграждение. По общему правилу «опека-попечительство» является безвозмездной деятельностью. Исторически так сложилось, что, в первую очередь, опекунами-попечителями становятся родственники. Но  могут быть и не родственники. Может быть, опека-попечительство на возмездных условиях. Если функции законного представителя в отношении ребёнка наступают после того, как издаётся распорядительный акт органа опеки о назначении опекуна-попечителя, то вознаграждение при возмездной опеке начинает поступать к законному представителю после того, как заключается договор об исполнении своих обязанностей на возмездной основе.

Ильмира Маликова: Если опекуном или попечителем становится родственник, он может заключить договор на возмездной основе?

Алексей Головань: Может. Самое интересное, что из-за того, что государством был дан такой посыл больше детей передавать на воспитание в семьи, то каких-либо ограничений в заключении договора на возмездной основе для приёмной семьи нет. Это должно быть просто заявление. Фактически у органов опеки нет оснований для того, чтобы отказать заключить такой договор. Например, о приёмной семье или договор о патронате. Возмездная опека-попечительство может быть двух форм: приёмная семья или патронат. Грань между первым и вторым очень тонкая. Каждый субъект по-своему формулирует, что такое патронат. В Москве, например, это трёхсторонний договор-опека, когда ребёнок считается находящимся в штате организации для детей-сирот, но организация передаёт его патронатным воспитателям и заключается договор между детским домом. Патронатными воспитателями и органами опеки. В нём расписываются полномочия всех трёх сторон по воспитанию этого ребёнка.

Ильмира Маликова: В чём смысл такой схемы?

Алексей Головань: Смысл в том, что, если ребёнок передаётся просто на опеку, то все полномочия по воспитанию ребёнка, определению учебного заведения, дошкольного учреждения, то, где лечить ребёнка решают его законные представители. Т.е., как обычные родители, т.е. опекуны и здесь всё решают. Главное, чтобы это не противоречило интересам ребёнка. При трехстороннем соглашении, учреждение, в котором был ребёнок и органы опеки и попечительства могут влиять на выбор законного представителя. Например, они решат, что ребёнка сейчас очень важно походить к логопеду или к психологу.

Ильмира Маликова: Как эксперт по вопросам детства, вы считаете трёхсторонний договор более оптимальным?

Алексей Головань: Для разных детей нужны разные подходы. Так же и для законных представителей. Есть законные представители, которые без трёхстороннего договора будут обращаться за необходимой помощью, консультациями  в так называемые уполномоченные организации и получать их рекомендации. Есть законные представители, которые взяв ребёнка, прекращают какой-либо контакт, закрываются и даже не очень любят, когда к ним приходят органы опеки с обязательными проверками с определённой периодичностью.

Ильмира Маликова: Но как такие закрытые люди получают детей?

Алексей Головань: Мотивации бывают разные. Может это и сектанты, а может это самостоятельные люди, которые считают, что у них есть опыт, понимание того, что нужно делать. Так же, как есть родители, которые своих детей воспитывают, которые считают, что они полностью компетентны и какие-либо советы тётушек-дядюшек, бабушек-дедушек не принимают. Очень много разных ситуаций. Здесь сказать, что лучше сложно. Подготовленные законные представители всегда ищут какой-то поддержки.

Ильмира Маликова: Да. Им такой трёхсторонний договор, может быть, и нужен. Он обязует государство принимать участие в процессе воспитания ребёнка.

Алексей Головань: Вот такие различия между формами. Самой приоритетной формой семейного устройства с точки зрения семейного законодательства, конечно, является усыновление. Это чётко прописано в семейном кодексе. Если есть ребёнок, которого можно устроить в семью и есть семья, готовая его усыновить и есть семья, готовая взять его под опеку, то при прочих равных условиях, то этого ребёнка передадут в ту семью, которая его хочет усыновить.

Ильмира Маликова: При усыновлении он становится членом семьи, а при опеке и попечительстве – таким воспитанником.

Алексей Головань: Да. При усыновлении он приравнивается по своим правам и обязанностям к биологическим детям родителей, а они приравниваются в своих правах и обязанностях к ребёнку, как биологические родители. Ребёнок получает право на наследование. Он получает такую расширенную семью, если, например, в семье есть кровные дети – они становятся его братьями и сёстрами. Такая форма является приоритетной.

Ильмира Маликова: С точки зрения финансовой помощи государства, какие есть различия?

Алексей Головань: Основное правило в том, что, если ребёнок усыновляется, то помощи от государства нет. Все обязанности по его содержанию, воспитанию целиком ложатся на усыновителей. Однако, законодательством субъектов могут предусматриваться меры поддержки. Например, Москва выплачивает некоторые средства тем гражданам, которые усыновляют детей. Причём независимо граждане из Москвы или других субъектов. Главное требование, чтобы они усыновили ребёнка из организации для детей-сирот города Москвы. Если они согласны получать средства и раскрыть тайну усыновления, потому что об этом становится известно органам соцзащиты, то они могут получать эти выплаты – разовые и ежемесячные, вплоть до совершеннолетия. Если ребёнок переезжает в другой субъект, то эти деньги следуют за ним.

Ильмира Маликова:  Ведь ребёнок, при усыновлении теряет право и на квартиру, которая ему полагалась бы после сиротского учреждения.

Алексей Головань: Всегда, когда граждане решают на какую форму воспитания взять ребёнка – у них всегда есть выбор. Есть возможность усыновить, взять под опеку. Есть случаи, когда ребёнка сначала берут под опеку, а потом усыновляют. Если ребёнок устроет, как усыновлённый, то помощи от государства нет. За исключением тех случаев, когда субъектами России предусмотрены меры поддержки. По вопросам жилья, ребёнок уде не будет иметь право на получение дополнительного жилого помещения, не будет иметь право на льготное поступление в учреждения высшего образования.

Ильмира Маликова: Средства, которые выделяются государством на поддержку  ребёнка в  приёмной семье, соизмеримы необходимым?

Алексей Головань: Общее правило, установленное на федеральном уровне состоит в том, что дети, которые устроены на воспитание в семью под опеку-попечительство не важно возмездно или безвозмездно, они имеют право на ежемесячное содержание. Оно предусматривает расходы на приобретение продуктов, одежды, обуви, предметов первой необходимости. Вопрос о ежемесячном содержании находится в компетенции регионов. Есть регионы, где размеры ежемесячного содержания превышают прожиточный минимум. Есть субъекты, где он на уровне прожиточного минимума. Всё зависит от финансовых возможностей региона. Такое содержание обязательно для вех детей, передающихся под опеку – попечительство. Тем детям, которые попадают на воспитание в семьи, законодательством могут быть установлены дополнительные разные гарантии. Если ребёнка берут на возмездную форму опеки – попечительства, то безвозмездная отличается только тем, что его законным представителям будут ещё выплачивать ежемесячно так называемое вознаграждение. В Москве это около 20 тысяч рублей. Сумма зависит от возраста и состояния здоровья ребёнка. Есть правило о том, что, если в семью берётся под опеку двое детей, не больше двух, то деньги получает только один из двух приёмных родителей. А, если 3 и более детей берётся, то тогда это вознаграждение получают оба приёмных родителя. Если берут много детей – 5-7, то эти денежные средства начинают играть определённую роль.

Ильмира Маликова: Сохраняется ли у детей, которых берут под опеку – попечительство право на жильё?

Алексей Головань: Да. Это зависит от того, было ли какое-либо жильё до того, как он остался без попечения родителей. Если у ребёнка не было никакого жилья на праве найма или на праве собственности или он проживал в общежитии, то, достигнув возраста 18 лет, такой ребёнок имеет право на получение жилья. Есть обстоятельства, когда ребёнок имел какое-то жильё, но не может туда вернуться, например, на каждого проживающего там приходится менее учётной нормы проживания, тогда ребёнок, достигнув 18 лет имеет право на получение жилья. Или в жилом помещении проживает кто-то, кто страдает тяжёлыми формами хронических заболеваний и проживание с ним небезопасно, то такой ребёнок так же получает жильё, как оставшийся без попечения родителей. В ряде субъектов есть универсальные гарантии, которые представляют федеральными законами, например, бесплатный проезд для детей школьного возраста. Льгота установлена федеральными властями, но реализуется местными органами. Субъекты для таких детей так же могут устанавливать дополнительные льготы, например, в школах они могут получать бесплатное питание. Они могут пользоваться бесплатными дошкольными учреждениями.  В Москве установлено право на внеочередное зачисление в детские сады.

Ильмира Маликова: Получается, что возмездная форма опеки и попечительства ребёнка выгоднее самому ребёнку?

Алексей Головань: Разница между возмездной и безвозмездной опекой состоит только в том, что приёмные родители получают ежемесячное вознаграждение. Все остальные гарантии не зависят от того на возмездной или безвозмездной основе они осуществляются. Все дополнительные гарантии зависят от возможностей региона. Некоторые регионы устанавливают различные дополнительные выплаты, возможности использования материнского капитала. Москва, например, приняла решение еще в 2000-м году, о том, что те дети, которые попадают под опеку и попечительство – они освобождаются от платы за жилое помещение. Потом они освобождаются на весь период обучения в средних или высших учебных заведениях на дневной форме по бюджетной форме. В своё время Москва предусмотрела, что такие дети имеют право бесплатно посещать кинотеатр, зоопарк, другие места культуры. Для детей, которые заканчивают пребывать под опекой – они получают «выходное пособие» так же, как и дети, которые заканчивают пребывать в домах-интернатах – выплата от города.

Ильмира Маликова: Алексей Головань – эксперт по вопросам детства, директор Центра «Соучастие в судьбе» гость сегодняшней программы. В течение последних программ мы очень много внимания уделяли вопросам усыновления детей, которые оказались в социальных учреждениях. Есть люди, которые заботятся о детях-сиротах, возглавляют организации для детей-сирот. 26-29 июня в Москве прошёл 4-ый съезд директоров организаций для детей-сирот. Для меня эта новость была открытием. Мало того, что от 4-ый. Так он, вообще, существует!

Алексей Головань: В последние советские годы такие съезды проводились. Были даже известные директора детских домов, например, Хлебушкина из Узбекистана. Была плеяда известных директоров, которые заслуженно награждались государством. В перестройку съезды не проводились. 4 года назад стали проводиться. Их смысл в том, чтобы обменяться опытом, показать лучшие практики, обсудить те проблемы, которые есть. На съездах присутствуют директора домов-ребёнка, детских домов, школ-интернатов, представители органов исполнительной власти субъектов и, обязательно, эксперты, представители общественных организаций. 4-ый съезд прошёл в Москве. До этого он проходил в других регионах. В Москве, действительно, есть хорошие практики. Одним из главных лейтмотивов было, так называемое, постановление Российской Федерации от 2014 года, которым утверждено новое положение об этих организациях и о порядке устройства в организации для детей-сирот.  Это уникальный документ. Он был принят 24 мая 2014 года, а вступил в силу 1 сентября 2015 года. Этим положением поставлена новая цель перед детскими домами. Они не должны быть организациями постоянного нахождения детей, а организациями, которые готовят детей для передачи детей в семьи. Весь коллектив организации работает на то, чтобы передать ребёнка в семью. Само учреждение – это место временного нахождения ребёнка. В учреждениях должна создаваться семейная форма проживания детей. Дети должны проживать по квартирному типу, не классами, а группами не более 8 детей. До 4-х лет – не более 6 детей. Если раньше эти учреждения были только для воспитания-содержания детей, то теперь перед ними поставлена задача, что они должны заниматься поиском замещающих родителей, должны работать с кровными семьями, активно заниматься защитой прав детей. Они должны быть готовы к вторичному сиротству, когда ребёнок не приживается в семье. В этих положениях так же было указано, что есть общее между всеми организациями и какие особенности характерны для того или иного вида учреждений.

Ильмира Маликова: Самая главная задача таких учреждений – устроить ребёнка на воспитание в семью. Написать-то, конечно, можно. В 2000 году мы, вообще, уже должны были жить при коммунизме. Чтобы устроить ребёнка в семью должны быть мощные экономические, социальные предпосылки. Был период успешных лет. Сейчас нас так же коснулся общемировой кризис. На фоне того, что все сокращают свои расходы, уже в меньшей степени могут позволить себе и собственного ребёнка, потому что рождаемость за эти годы снизилась. Это не может быть движение в одну сторону. Люди должны захотеть взять, узнать и понимать, что не будет препон на этом пути. Что льготы и дотации они будут получать, все необходимые выплаты они будут получать, а не бегать по судам и не биться за своё кровное…  Вы говорили про квартирный тип проживания.  Я подумала, что притеснение может быть и тогда, когда одному ребёнку 10 лет, а другому 6 лет.

Алексей Головань: В обычных семьях есть старшие братья и сёстры. Многое зависит от родителей. Хорошо подготовленные родители-воспитатели будут купировать эти проблемы, будут работать со сложными детьми, добиваться того, чтобы какой-то дедовщины не было. Если плохие воспитатели, то даже равные по возрасту дети всё равно не смогут оградить от казарменных штучек. У нас есть опыт учреждений, где были разновозрастные группы, например, 72-ая школа-интернат г. Москвы, которая была создана ещё в советское время. В наши годы – это известный пансион семейного воспитания, который возглавляет Валентина Александровна Бородина. Это «SOS Детские деревни», которые построены на проживании в разновозрастных группах. Всё зависит от того, кто с ними работает. Абсолютно идеальную картину нельзя создать… Интересно, что постановление было принято в мае 2014 года, а к началу его действия – 1 сентября 2015 года многие региона отчитались, что они уже во всех учреждениях создали условия, которые полностью отвечают данному документу. Очень бодро отчитывались именно те регионы, которые даже близко не подошли к реальному выполнению документа.

Ильмира Маликова: Алексей Головань – эксперт по вопросам детства, директор Центра «Соучастие в судьбе» был сегодня гостем нашей программы. Региональная общественная организация Благотворительный Центр «Соучастие в судьбе» вы можете найти в интернете, в любой поисковой системе. Будет сайт организации и все координаты, необходимые вам для того, чтобы задать свой вопрос. Всего доброго. Берегите себя.