СНТ: договариваться или судиться?



alttext



29 февраля гость Радио России заместитель председателя Московского союза садоводов Полина Тришина и ведущая программы «Право на защиту» Ильмира Маликова обсудили предстоящее начало весенне-дачного сезона, нормы законодательства, которые стоит  освежить в свое памяти, а так же вступающие в силу.

Ильмира Маликова: Здравствуйте. У микрофона Ильмира Маликова. Мы стоим на пороге весны, а это значит, что скоро не только зазеленеет трава, появятся листочки на деревьях, птицы прилетят с юга, но и дачники, садоводы в своих машинах все двинутся на свои участки. Продолжится та самая жизнь, которая временно затихла осенью. Мы так же начинаем свой весенне-дачный сезон. В студии Радио России сегодня хорошо знакомая вам Полина Тришина – заместитель председателя Московского союза садоводов. Здравствуйте, Полина.

Полина Тришина: Добрый вечер.

Ильмира Маликова: СНТ (Садоводческие некоммерческие товарищества). Чем регулируется их деятельность? Очень многие считают, что криком на общем собрании…

Полина Тришина: Безусловно, новый год начнется с приобретения семян, рассады, высаженных саженцев и т.д. Сейчас начнутся выставки. Я думаю, будет аншлаг во всех регионах, потому что продовольствие подорожало. Теперь все будут выращивать свое. Как говорится, распахивать газоны и сеять огород… Отметим, что каждый год финансовый начинается в товариществе либо с отчета за предыдущий год, либо в конце прошлого года. Первое собрание – решение вопросов об определении планов деятельности на текущий год и об установлении размеров взносов. Иногда такие собрания совпадают с избранием правления и ревизионной комиссии на новый срок. Правильным в протоколе общего собрания указать – «избрание на новый срок». Такого понятия, как переизбрание закон не признает. Чтобы правильно провести собрание, я рекомендую, прежде, чем начинать подготовку собрания на главу 9.1 ГК РФ. Прочитайте ее 2-3 раза и исправьте те ошибки, которые у вас были ранее. Так же, такие формы юридических лиц, как СНТ, гражданское законодательство более не признает. Для тех, кто считает, что СНТ более не существует, я рекомендую, обратить внимание на 3-ю статью ФЗ №99 от мая 2014 года. Там содержатся положения о том, что же делать тем юридическим лицам, наименование которых не содержится в ГК. В 7-ом пункте четко написано, что на ранее созданные СНТ распространяются нормы статей 123.12 – 123.14 ГК РФ и закон о садоводах действует в той части, в которой он не противоречит ГК РФ. Наш любимый ФЗ №66 в редакции от 31 января 2016 года – действует. Его никто не отменял. Практически все положения остаются действовать. Равно как и уставы всех садоводческих товариществ действуют в той мере, в которой они не противоречат ГК РФ в редакции 99-го закона.

Ильмира Маликова: Не надо пугаться такого большого числа названия статей и законов. Нашу программу можно еще раз переслушать на сайте Радио России, а так же на сайте правозащитного движения «Сопротивление», которое является партнером Радио России. Продолжаем…

Полина Тришина: Я много сказала, но статей здесь около 10-ти. Было бы неплохо каждому гражданину ознакомиться с содержанием этих норм. Они нам нужны не только в садоводческих товариществах. Часть радиослушателей являются членами ТСЖ, гаражных кооперативов. Там тоже есть такая форма, как собрание. Там так же про собрания все написано. Что касается перехода из Товарищества собственников недвижимости (ТСН), если у вас нет необходимости вносить изменения в устав, оставляйте все как есть, вы можете действовать как лицо без доверенности от имени юрлица – председателя. В законе о садоводах должность называется председатель правления, в ГК РФ должность – председатель ТСН. Как применять, поскольку по-другому изложено, я не могу сказать. Если вы избрали нового председателя, то вы вносите изменения в ЕГРЮЛ, подавая в налоговый орган нотариально заверенную форму. Бывают, что отказывают в этом на том основании, что такой формы, как СНТ не существует. Он неправомерный. Вы можете его оспаривать, вероятно, в порядке установленном кодексом административного судопроизводства.

Ильмира Маликова: Мы говорим о том, что высший руководящий орган – это собрание, что, если среди членов СНТ есть какие-то противоречия, претензии к руководству, то это может решаться в судебном порядке. Суды на чью точку зрения встают?

Полина Тришина: По разному. Если речь идет об оспаривании решения собрания. Например, в Домодедовском суде один судья говорит: «Вы мне должны доказать это, это и это». Кто оспаривает решение собрания, совету. Обратить внимание на решение Пленума Верховного суда РФ о применении судами части 1 ГК РФ. Оно было летом прошлого года. Там написано, что ничтожное решение собрания тоже требуется оспаривать. Для меня это явилось сюрпризом, потому что мы считали, что, если в ГК написано, что решение принято без кворума, считается ничтожным, то считается недействительным с момента его принятия, не требует судебных решений. В постановлении Пленума написано, что нужно оспаривать. В некоторых случаях суд говорит, что ему не интересно считать кворум, он не будет этим заниматься. В другом суде при схожих обстоятельствах суд просит принести списки – кто был, кого не было. Я предполагаю, что при прочих равных условиях, судья будет принимать аналогичное решение. Интересная судебная практика складывается по заключению договора по пользованию объектами инфраструктуры. В некоторых случаях, даже, если стороны этого не просят, суд диктует им сам условия договора. В одном суде эти условия будут одинаковы для всех. Хочешь ты, не хочешь…

Ильмира Маликова: То есть суд говорит, что будет так, как он решил…

Полина Тришина: Вы приводите аргументы из ГК РФ, вооружились постановлениями Пленума, а суд говорит – нет, не так все будет.

Ильмира Маликова: Обращаясь в суд, надо быть готовым к неожиданному решению. Оно может быть предсказуемым и непредсказуемым.

Полина Тришина: Оспаривать в аппеляционном порядке практически бессмысленно. Эффективность этого не высока. Возможно, это такой способ научить людей договариваться, потому что договороспособность наших граждан находится на нуле.

Ильмира Маликова: Вы говорите страшные вещи, потому что люди в суд обращаются и так в самых страшных критических ситуациях.

Полина Тришина: Нет. Они бегут в суд сразу, потому что хотят, чтобы было какое-то сильное лицо, которое бы сказало, что ты прав, а он виноват. А как выполнять решения судов? Вчера изучая исполнительную практику по решению судов, читаю в определении: «истица обратилась в суд за разъяснением решения, однако, все там просто и понятно, и что там нужно разъяснять, суд не понял». Ей отказали. В делах с индивидуалами бывает такое, что одна сторона попросила что-то одно, ответчик предъявил встречный иск. В результате суд отказал и этой стороне в заключении договора, и иск другой стороны не удовлетворил. Обоим отказал. Они смотрят и говорят: «А что дальше?». А дальше садиться и договариваться. Жить-то как-то дальше надо. Второе дыхание открывается. На моей практике суд не разу не учитывал тот факт, что у СНТ черная бухгалтерия, СНТ не платит налоги, но при этом взыскивает зарплату, на которую нет договора. Налоги не платятся, ну, и что. Много вопросов к тому, как все это рассматривается. Договариваться граждане пока не могут.