10 лет защиты прав потерпевших





alttext



В студии “Радио России” ведущая программы “Право на защиту” Ильмира Маликова  и представители правозащитного движения “Сопротивление” Александр Кошкин, ведущий юрист, и Светлана Кочеткова, руководитель проектов, рассказали слушателям о работе движения и планах на 2015 год.

Ильмира Маликова: Правозащитное движение “Сопротивление” оказывает бесплатную юридическую помощь потерпевшим и свидетелям в уголовном процессе. В 2015 году правозащитному движению исполняется 10 лет. В рамках этой даты планируется проведение целого ряда мероприятий.  Так, 6 апреля стартовал Всероссийский конкурс социального видео среди подростков и молодежи “Сделай выбор”. Сегодня поговорим более подробно о десятилетии организации, о планах на текущий год, о том, над чем мы намерены работать в условиях развития гражданского общества в России.

Мы постоянно представляем в программах на волнах “Радио России” книги, которые мы выпускаем. Это, в первую очередь,  “В помощь потерпевшему”, справочник на все случаи жизни, если сам человек или кто-то из его близких или знакомых стал жертвой преступления, а также для профилактики подобных ситуаций. Можно вспомнить также издание, посвященное работе судов присяжных заседателей, довольно дискуссионной теме. Но общество все больше склоняется к тому, что суды присяжных нужны, возможно, их нужно перепрофилировать с особо тяжких преступлений на другие. Александр Кошкин является одним из авторов обеих книг.

Давайте начнем с новых планов и проектов. С этого года мы начинаем более широкую работу с населением, связанную в том числе – с подготовкой юристов нового поколения. К сожалению, многим выпускникам юридических вузов до сих пор не всегда понятно, чем занимаются правозащитники, связанные с проблемами жертв преступлений.

Юрист МПОО "Сопротивление" Александр Кошкин

Юрист МПОО “Сопротивление” Александр Кошкин

Александр Кошкин:  В Уголовно-процессуальном кодексе есть понятие “потерпевший”.

Это достаточно емкий процессуальный статус с теперь уже огромным количеством прав. Наши специалисты занимаются тем, чтобы объяснить любому человеку, и не обязательно ставшему жертвой преступления, эти права.

Ильмира Маликова: Да, но от наших партнеров и коллег мы часто слышим вполне сформировавшуюся точку зрения, что потерпевшему не нужна особая защита: на страже его интересов в судебном процессе стоит прокурор.  А поэтому состязательность ему обеспечена, и выделение помощи жертве для юриста отнюдь не является главной задачей. Недаром же вы начинаете серию открытых уроков, мастер-классов для тех, кто хочет стать юристом.

Александр Кошкин: Что касается мнения, что потерпевшему не нужен представитель, не нужен адвокат, поскольку прокурор представляет его интересы, –  это заблуждение. И, как правило, его высказывают те, кто никогда не был потерпевшим. Я уверен, что если бы они вплотную хоть раз столкнулись с нашей уголовно-процессуальной системой, они бы думали по-другому. Следователь собирает объективные доказательства, он не помогает потерпевшему. Он не обязан что-то разъяснять что-то потерпевшему. Государственный обвинитель в суде представляет только обвинение, он не на стороне потерпевшего.

Ильмира Маликова: Как на сегодняшний день человек, потерпевший, может ознакомиться со своими правами? Есть американская практика, когда правоохранительные органы выезжают на место преступления и потерпевшему, как и подозреваемому, зачитывают его права. У нас есть что-то подобное? Либо это только должно появиться?

Александр Кошкин: Сегодня потерпевшему не стоит ждать, когда к нему придут и разъяснят права. Если он не знает о своих правах, ему нужно прийти в нашу организацию.

Ильмира Маликова: Или позвонить в нашу организацию. Или выйти в интернет, в разделе Библиотека на нашем сайте выложены наши издания, где собраны необходимые материалы. Мы также заговорили о встречах с выпускниками школ и студентами. О чем ты собираешься рассказывать?

Александр Кошкин: В первую очередь я хочу рассказать о нашей работе. У студентов возникают вопросы, как правозащитники, не имея рычагов административного влияния, могут меня ситуацию и бороться за права потерпевших. Как известно, вода камень точит.

Ильмира Маликова: А какое количество обращений к нам уже поступило? Скольким людям мы помогли?

Руководитель проектов МПОО "Сопротивление" Светлана Кочеткова

Руководитель проектов МПОО “Сопротивление” Светлана Кочеткова

Светлана Кочеткова: Недавно мы подводили итоги. Получилось, что 25 тысяч граждан получили помощь от правозащитного движения “Сопротивление” за 10 лет. Это оригинальные, не повторные, обращения. А многие граждане потом обращались к нам еще несколько раз. И каждый раз они получали помощь от наших специалистов.

Ильмира Маликова: А когда граждане обращаются повторно, они вторично становятся жертвами преступлений?

Александр Кошкин: Нет, работа с потерпевшими в уголовном процессе – это многоэтапный труд. Очень редко удается что-либо решить за одно обращение.

Светлана Кочеткова: Но бывает и так: потерпевший получает помощь, его вопрос разрешается, и он приходит к нам уже через какое-то время с другим вопросом, либо рекомендует нас своим знакомым и родственникам.

Ильмира Маликова: А еще какие-то цифры были подведены?

Светлана Кочеткова: За 10 лет работы было реализовано огромное количество различных проектов – более 30. Проведено более 60 мероприятий – круглые столы, семинары, лекции, конкурсы, конференции выставки и так далее. Более того, сотрудники “Сопротивления” стараются каждый год реализовывать новые проекты, которые привлекли бы внимание общества на проблемы потерпевших. В этом году стартовал уже конкурс социального видео среди молодого поколения “Сделай выбор”. Вся информация о конкурсе находится у нас на сайте и в социальных сетях.