«Сопротивление» готово запустить в России «горячую» линию по семейному насилию!» –



alttext



заявляет Иван Мостович, генеральный директор движения. В понедельник, 3 марта, он рассказал о целях, результатах и значении «круглого стола» «Год семьи в России. Нет семейному насилию. Нет насилию над детьми», который прошел 20 февраля в МВД России по инициативе правозащитного движения «Сопротивление».

Ильмира Маликова: Организация такого круглого стола, с приглашением не только общественных организаций, журналистов и заинтересованных людей, но в первую очередь представителей правоохранительных структур, которые имеют к решению проблемы самое непосредственное отношение, стала своеобразной точкой отсчета для нового взгляда на проблему. Или есть и пессимистическая точка зрения?

Иван Мостович: Не следует недооценивать или преувеличивать значимость этого мероприятия. С одной стороны, чуть ли не впервые тема домашнего насилия и насилия над детьми была поднята на таком уровне. На протяжении нескольких часов министр внутренних дел и ключевые персоны министерства в собственном здании совместно с правозащитной организацией проводили мероприятие по весьма скользкой для правоохранительных органов теме. И это отметили все участники «круглого стола», а ведь там были представители различных ведомств, законодательной власти, а также и представители общественных организаций, как российских, так и международных.  В частности, к нам приехали руководители аналогичного нашему «Сопротивлению» правозащитного движения «Белое кольцо» из Германии. Когда мы создавали «Сопротивление», мы как раз руководствовались опытом этой немецкой организации, а также английской организации «Victim support». Этот вопрос так важен еще и потому, что эта тема была поднята на таком высоком официальном уровне – «круглый стол» проходил во главе с Рашидом Нургалиевым. Кстати, он является еще и председателем правительственной комиссии по делам несовершеннолетних, это межведомственный орган, который объединяет первых руководителей министерств и ведомств для комплексной работы по таким вопросам. Почему же я бы все-таки не стал переоценивать значимость нашего круглого стола? Во-первых, это лишь первый шаг. И очень важно, чтобы все это понимали. Потому что за этим шагом должны последовать какие-то реальные, конкретные действия. Благо, этому способствуют общественные и общественно-государственные настроения – не зря же 2008 год объявлен Годом семьи. Поэтому мы решили раскрывать вопросы семьи через тему семейного насилия.

Ильмира Маликова: Это такая несколько провокационная постановка вопроса. Ведь и национальные проекты, и все мероприятия, проводимые в рамках Года семьи – это в некотором роде благостные моменты. Тему же, которую поднимаете вы, чаще всего стараются избегать.

Иван Мостович: Да, но статистика говорит о следующем: насилие в той или иной степени наблюдается в каждой четвертой семье в России. Вдумайтесь в эти цифры! На первый взгляд, звучит дико. Но рассмотрим эти цифры на конкретном примере из жизни. Если вы долго живете в своем доме, задумайтесь и проанализируйте состояние дел хотя бы в одном его подъезде. Наверняка на каждой лестничной клетке найдется хотя бы одна какая-нибудь семья, насчет которой у вас возникали подозрения, что «что-то там не так». И шум необычный оттуда доносится с очевидной регулярностью, пусть даже и раз в квартал. Но мы же боимся вмешаться… Кто-то скажет, что это частное пространство и в него нельзя вмешиваться. Но, наверное, все же нужно найти некий баланс между позицией «до всего есть дело» и «моя хата с краю». И несмотря на то, что в последние десятилетия у нас делается упор на индивидуализм, мы все же стали понимать, что «хата с краю» – это перекос, мы не можем жить так, как будто нас ничего не касается…Я изучал опыт борьбы с домашним насилием за границей. В частности, я был в Чехии. Там уже 15 лет назад было создано аналогичное «Сопротивлению» движение «Белый круг безопасности». Сначала они создали общую «горячую» линию по поддержке жертв преступлений. Но потом, как немцы и англичане, пришли к тому, что нужно создавать отдельную «горячую» линию по противодействию домашнему насилию. Потому что такая линия имеет собственную специфику. Например, подавляющее число звонков приходится на период с 22 часов вечера до 2 часов ночи. Особенно в пятницу, субботу и воскресенье. Но самый максимум звонков приходится на время обеденного перерыва в будние дни. Когда избитые женщины могут найти какое-то закрытое от посторонних глаз пространство, остаться в одиночестве и позвонить на эту горячую линию, чтобы проконсультироваться. И, как показывает европейский и американский опыт, самым действенным рычагом борьбы с семейным насилием являются вот эти, казалось бы, никому не нужные «горячие» линии. Создание таких «горячих» линий – это легализация в обществе публичности этой проблемы. А для очень многих людей, которые позволяют себе рукоприкладство, это является останавливающим фактором. И мы официально заявили, что «Сопротивление» готово запустить подобную «горячую» линию в России. Поэтому мы сейчас ведем работу по ее организации.

Ильмира Маликова: Очень часто люди, которые пытались обращаться с такой проблемой, например, в милицию, жалуются на бездействие со стороны правоохранительных органов. Как с этим можно бороться?

Иван Мостович: На самом деле, как бы цинично это ни звучало, сотрудники правоохранительных органов и представители власти делают только, что могут. И сегодня этого совершенно недостаточно. Мы пришли к этому выводу и на «круглом столе». И поэтому в резолюцию «круглого стола» будет включен пункт о необходимости создания межведомственной рабочей группы по внесению комплексных поправок в законодательство с выделением в законодательстве темы домашнего насилия. Слова громкие, но я поясню. Межведомственная рабочая группа нужна как раз для того, чтобы все организации, которых касается проблема семейного насилия, будь то общественные организации или госструктуры, знали, что им с этой проблемой делать. Чтобы все действия, которые необходимо предпринять, когда складывается такая ситуация, были прописаны на бумаге. Думаю, в течение этого года мы сможем серьезно приступить к реализации этого проекта.