Право на независимость



alttext



Зависимость от никотина – самый распространенный вид зависимости в современном мире. В общей сложности, сегодня курит каждый второй житель нашей планеты. Именно поэтому мы относимся к курению как к довольно безобидной забаве. В понедельник, 27 апреля, гости программы «Право на защиту» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин и кандидат медицинских наук, эксперт по проблемам здоровья населения, один из лидеров антитабачного движения России Кирилл Данишевский доказали, что никотиновая зависимость совсем не так безобидна, как кажется, и рассказали о мерах противостояния повальному курению в нашей стране.

Ильмира Маликова: Для начала я бы хотела вернуться к пресс-конференции, которую вы не так давно проводили. У нее была весьма любопытная тема: «Почему в России так дешево курить?» И действительно, когда в любой стране мира заходишь в магазин, убеждаешься, что по сравнению с нашей страной, сигареты тут стоят гораздо дороже. Дмитрий, так почему же в России курить так дешево?

Дмитрий Янин: Это как раз последствия вмешательства иностранных табачных компаний в акцизную политику в России. Это вмешательство привело к тому, что, например, в нашей стране иностранная компания платит в бюджет от двух до пяти-шести рублей с каждой пачки сигарет. Тогда как в любой цивилизованной стране или даже в самых беднейших странах европейского союза, таких как Румыния и Балтийские страны, минимальный платеж в бюджет – шестьдесят рублей с пачки.Нужно сказать, что многие пропагандисты курения – оплачиваемые пропагандисты, артисты, политические фигуры – заявляют, что  спрос не зависит от цены. Это не так. Многочисленные исследования доказали, что при реальном повышении цен на десять процентов уровень курения снижается на четыре процента. Люди начинают курить меньше – срабатывает мотивация отказа. Сразу же резко снижается подростковое и детское курение. У нас сейчас пачка сигарет стоит пять рублей, и эти пять рублей среди карманных денег легко может найти практически любой ребенок. А есть сигареты и по три рубля! Цена 80% всех сигарет не достигает двадцати рублей. Дорогие сигареты (чаще всего в столицах) могут стоить тридцать-сорок рублей. Но первые, кто бросает курить, если поднимается цена – это дети. У ребенка еще нет такой наркотической зависимости, при которой ему было бы очень трудно отказаться от курения, если пачка стоит слишком дорого. Поэтому и поднимают цены на сигареты, поэтому и сносят табачные киоски, которые устанавливаются где ни попадя, чтобы, на самом деле, не стимулировать курильщика при виде каждого киоска купить пачку сигарет. Пожалуйста, покупайте в специализированных магазинах, курите, не принося вред чужому здоровью, сами распоряжайтесь собственной жизнью. А задача государства здесь – защитить права некурящих, которые при этом не должны страдать, в том числе права официантов, барменов – людей подневольных, которые не могут сказать шумной компании, мол, хватит меня здесь убивать. И еще одна задача –  информировать курильщиков о том, что на самом деле происходит с их организмом.

Ильмира Маликова: Несколько лет назад, когда были подняты акцизы на алкоголь и когда государство попыталось регулировать это на своем рынке, произошла обратная ситуация: люди стали пить дешевый суррогат или гнать самогон. Если сейчас в нашей стране поднять цены на сигареты, не приведет ли это к тому, что люди найдут любую суррогатную замену табака и таким образом нации будет нанесен еще более непоправимый ущерб?

Кирилл Данишевский: Для начала позвольте развенчать миф о том, что поднятие цен на алкоголь негативно сказалось на нации. В результате это привело к тому, что в этом году были спасены жизни более чем ста тысяч человек. В то же время алкогольная индустрия проплатила массовую кампанию в СМИ о том, что якобы в России идет эпидемия отравления суррогатным алкоголем. Действительно, около тысячи ста человек отравились. Но они все время пили эти суррогаты, пили спирт, который продавался у них в киосках. Просто раньше там было написано «Дезинфицирующее средство», но дезинфектанты туда не добавлялись. А после введения целого ряда мер, производители этих суррогатов впервые за долгое время добавили туда хлорку. В результате погибло только сто человек, но пиар-кампания была такая, что средства массовой информации не умолкали несколько месяцев. А на самом деле те действия, которые были произведены, спасли жизни нескольких сотен тысяч человек. У нас, кстати, впервые средняя продолжительность жизни выросла до 61 года именно в прошлом году. Изменение в потреблении алкоголя влияет на уровень смертности в России в течение менее чем месяца. Когда вводили горбачевскую антиалкогольную кампанию, даже несмотря на то, что она была не совсем правильная, уже через месяц смертность снизилась на тридцать тысяч человек.

Дмитрий Янин: Я бы хотел сказать, что только за последние пять лет акцизы поднимали такие страны, как Румыния, Украина (сейчас акцизы в Украине на 20% больше, чем в России), страны Балтии, Польша. И никаких посадок самосада, перехода на марихуану или алкоголь не происходит. Потому что, конечно, первый эффект, который получается – это сокращение потребления. Чем больше вы снизите дозу никотина, тем легче вам будет бросать дальше. Совет курильщику: постепенно снижайте потребление сигарет до минимума, а затем решайте: может быть, вы вообще сможете стать полностью независимым от курения? И мне кажется, сопротивление должно быть как раз в том, чтобы больше людей становились независимыми, потому что сейчас 60% взрослых мужчин и 30% женщин являются зависимыми от табака. И самое страшное, что произошло в нашей стране: уровень курения среди женщин и детей с начала 90-х годов вырос в несколько раз. То есть, это последствия как раз всей этой пропаганды и рекламы.

Ильмира Маликова: Но с другой стороны, многие говорят, что сигареты – это самый простой антидепрессант…

Кирилл Данишевский: Никотин – очень слабый антидепрессант. Существуют нормальные эффективные антидепрессанты для той малой группы людей, которая в этом действительно нуждается. Самый главный совет по избавлению от депрессии – это физическая активность. Она моментально убирает депрессию у 90% людей. Но позвольте мне перейти к вопросу о контрабанде. Довод о том, что если будут повышены акцизные налоги, то вырастет объем контрабандных и контрафактных сигарет, очень активно использовался транснациональной табачной индустрией во всех странах без исключения. Вообще, опыт ста пятидесяти стран, который я изучал, показывает, что неважно, высокие цены или низкие, есть откуда идти контрабанде или нет, все время это главный аргумент. Надо сказать, что, во-первых, существуют эффективные антиконтрабандные меры. Такие как маркировка пачек, такие как повышение ответственности за распространение и оборот нелегально произведенной продукции с неоплаченными акцизными налогами. Кроме того, просто необходимо признать тот факт, что никотин является сильнейшим наркотическим веществом, вызывающим расстройство, которое классифицируется международной классификацией заболеваний как АФ-17, или никотиновая зависимость. Это заболевание, вызывающее непреодолимую тягу к потреблению продукции, которая убивает при применении по прямому назначению. Соответственно, никотин банально должен быть в списке наркотических веществ – там, где ему место. И вслед за этим любой нелегальный оборот этой продукции должен караться точно так же, как карается продажа любого другого наркотика.Дмитрий Янин: Я думаю, Кирилл, конечно, в этом случае революционен, но мировой общественностью на полном серьезе обсуждается вопросы о том, чтобы через 20 лет вывести табак из легального оборота. Если уровень курящих в цивилизованных странах снизится до 5 %, то дальше правительство без риска может оплатить лечение этим пяти процентам и сделать табак нелегитимным.