Бери больше – плати меньше



alttext



Ильмира Маликова: Госдума совсем недавно одобрила поправки в Уголовный и Административный кодексы, которые предполагают введение штрафа за получение взятки, который будет превышать размер взятки в 100 раз. За коммерческий подкуп, дачу, получение и посредничество в получении взятки устанавливаются штрафы в стократном размере, но не более 500 млн. рублей. Законодатели пытаются бороться с коррупцией. Между тем в России работает Уголовный кодекс, который предусматривает наказание за получение взятки. О том насколько эффективно он работает, мы разговариваем с адвокатом Московской городской коллегии адвокатов Мариной Кащенко.

Ильмира Маликова: Поправки приняты. Многие аналитики говорят, что теперь взятка будет в еще большей степени завуалирована. Какие препоны Уголовный кодекс ставит перед коррупционными схемами?

Марина Кащенко: Если говорить о тех мерах, которые сегодня предлагаются для принятия, а именно о том, чтобы продифференцировать взятку в зависимости от суммы, а затем опять от того крупная это сумма или не крупная и т.д., то это вполне по-азиатски. А так как наша страна отчасти в Азии находится, то это логично. В ряде стран эти меры применяются достаточно широко. Например, в Туркмении.  Если говорить об альтернативной позиции, то хочется подумать вот о чем. Сегодня наши взяткополучатели будут четко знать, что их будут наказывать только деньгами, а не лишением свободы. К чему это приведет? А приведет это к увеличению размера взятки. Потому что взяткополучатели будут закладывать в запрашиваемую сумму «страховку», которая позволит откупиться от проблемы.Субъектом взятки непременно является должностное лицо. Я немного знаю должностных лиц, которые имеют доходы в размере 500 тыс. рублей. Мы говорим о легальных доходах. Таким образом государство предполагает, что лицо, которое будет задержано со взяткой и раньше брало взятки. И с этих денег должно рассчитаться. Государство не будет отягощать себя доказательством того, что и прежде данный гражданин получал взятки, а просто скажет: «Плати деньги!»Я понимаю, что подобные меры могут быть применимы к гражданам, которые могут получить наследство, к гражданам у которых есть коммерческий доход. Но сегодня чиновник будет приговариваться к наказанию в виде 500 млн. рублей. Если ранее он был честным должностным лицом, то у него таких денег нет. Получается, что чем больше ты наворовал прежде, тем больше у тебя шансов откупиться от данной формы наказания. А, если ты раньше был «хорошим зайчиком», то откуда у тебя эти деньги? Мне кажется, что-то не додумано в подобных мерах борьбы с коррупцией. Я не видела человека, который бы не боялся тюрьмы, а боялся материального взыскания. Дело в чем… В Америке, если ты не в состоянии заплатить, у тебя забирают все, включая твое жилье. У нас жилье забрать нельзя. А чего ему бояться? Потерять Мерседес. Еще купит. Разговоры о том, что лишение свободы не избавит нас от взаткоимства  из области досужих рассуждений. Пойдите в тюрьму и посидите.

Ильмира Маликова: Сейчас, когда идет речь о модернизации правосудия и некоторые поправки приняты Госдумой, наш президент неоднократно подчеркивал, что необходимо дифференцировать наказание, в первую очередь тюремное и не сажать в тюрьму за незначительные экономические преступления. Как быть с определением понятия взятки?

Марина Кащенко: Вы знаете, я все более и более убеждаюсь, что наш Президент и премьер-министр настоящие юристы, а вот граждане, которые сидят в Госдуме спортсмены не только по биографии, но и по сути своей. Дело в том, что взятка в России Уголовным кодексом к категории экономических преступлений не отнесена. Коммерческий подкуп – да. Взятка – преступление, которое находится в совершенно иной главе уголовного законодательства. Когда государство привлекает лицо к ответственности за получение-дачу взятки – оно борется с покушением на интересы государства, а не с тем, что два коммерсанта не поделили какие-то деньги. Сегодня говорить о том, что необходимо гуманизировать наказание за взятку – это вещь абсолютно противоречащая идеям российского Президента – гаранта Конституции и наших прав.