От наркомании вылечивается только 3 % больных



alttext

Александр Алексеев
Президент фонда "Нарком"

Стоит ли тестировать школьников на наркотики? Вот вопрос, ответ на который мы сегодня будем искать в нашей программе. Речь идет о предложении, которое недавно высказал Президент РФ Дмитрий Медведев, проводя Госсовет в Иркутске. При опросе, стоит ли тестировать школьников, подавляющее число респондентов чаще всего говорят «да» – 85 % населения. 8 % дают отрицательный ответ. Остальные не определились. Тем не менее, проблема наркозависимости в России стоит очень остро. О противодействии наркомании мы говорим с гостем программы «Право на защиту» Александром Алексеевым, президентом Фонда «Нарком», издателем газеты «Пока не поздно».В свое время тестирование на наркотики обсуждалось в нашем обществе. Есть разные точки зрения. Как Вам кажется, стоит ли вводить эту меру?

Алексеев: Абсолютно с ней согласен. Но надо понимать, что 99% родителей не знает, а что же будет после того, как ребенок пройдет тест. Какова правовая база для того, чтобы решать этот вопрос? Государство, как мы знаем, обязано защищать те гражданские права, под которыми оно подписалось. Нам необходимо знать о том, что анонимное анкетирование, за которое выступает Минздрав – это не тестирование, а мониторинг. Он должен проводиться на все психоактивные вещества, а не только на алкоголь. Выявление напряженности в наркоситуации – чисто эпидемиологическая процедура, ее результаты не могут быть положены в основу активности мероприятий по первичной профилактике. А профилактика должна проводиться во всех образовательных коллективах независимо от того есть в них наркопотребители или нет.

Маликова: Провести тестирование недостаточно, необходимы программы, меры реагирования… Потому что возьмут кровь на анализ, сделают его, выявят потребителей, но что с ними делать дальше?

Алексеев: Дальше к ним можно применить меры административного воздействия. Ребенок должен ощущать ответственность и знать о возможных последствиях того, что может быть. Сверхзадача не посадить кого-то куда-то (потому что у нас в последнее время карательная составляющая доминирует). Результаты должны стать базой для анализа ситуации. Наконец-то на последнем Госсовете прозвучал посыл Президента о том, что уже пора заниматься профилактикой и реабилитацией. Профилактика – это первоначальная стадия, когда можно предупредить заболевание. Наркомания – это заболевание, которое влечет за собой разрушение человека как личности. В 13, 14 лет, если человек употребляет наркотики, он не может ни осознать последствий, ни самостоятельно справиться с проблемой. В лучшем случае от наркомании вылечивается 3 % больных. 97 – 98 % не осознают, что они больны. Они очень редко обращаются в наркологические учреждения.

Маликова: Введение административной ответственности должно привести к осознанию подростками последствий употребления наркотиков?

Алексеев: Конечно.

Маликова: Часть из них просто испугается…

Алексеев: Действительно, часть из них просто испугается… На сегодняшний день основное употребление подростками наркотиков – это «на слабо» и любопытство. Да, ребенка вовлекают в это. Есть хитроумные планы. Но все-таки главное – это любопытство.

Маликова: Хотим напомнить всем, у кого есть проблемы, связанные с наркоманией и вопросы, которые хотелось бы задать специалистам телефон «горячей линии» Фонда «Нарком» – 8 (499) 2-500-500.

Алексеев: Я бы рекомендовал всем звонить на нашу «горячую линию», где Вы можете получить консультацию специалиста: юриста, психолога, нарколога. Вся помощь оказывается анонимно и бесплатно.