«Сопротивление»: достижения и перспективы



alttext



31 января очередной выпуск программы «Право на защиту» был посвящен деятельности правозащитного движения «Сопротивление». За пять лет существования на счету организации накопилось немало достижений. Однако задачи, поставленные на будущее, по мнению коллектива движения, в разы превосходят то, что уже сделано. О действующих проектах «Сопротивления», а также о том, что планируется осуществить в 2011 году, рассказали гости прямого эфира. Психологическую практику организации осветила руководитель общественной приемной движения Вергина Хайлова, о юридическом направлении работы рассказал ведущий юрист Александр Кошкин.

Ильмира Маликова: Для тех из нас, кто стал жертвой криминала, первоочередной задачей становится восстановление справедливости, вынесение приговора преступнику, возмещение материального вреда. Тем не менее, человек практически всегда в такой ситуации получает психологическую травму. И его выведение из этой травмы – одна из важнейших частей работы специалистов, это понимаем и мы, и наши коллеги. Поэтому сегодня мы начнем с психологической составляющей нашей работы.Буквально несколько дней назад закончились III Зимние психологические мастерские, организованные «Сопротивлением». В этом году они были посвящены теме «Дети и общество. Право на защиту»…

Вергина Хайлова: Третьи зимние мастерские действительно были проведены по инициативе нашего движения, но мне хочется также отметить активных участников, тех, кто оказывал нам непосредственную помощь – это центр «Практический психолог» и Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков. Мы говорили в основном о детях, которые подверглись насилию, жестокому обращению, а также о том социальном окружении, которое подвергает их опасности и переживанию психологической травмы, например, вследствие совершенного против них противоправного действия. Кроме того, мы, конечно, обсуждали те технологии, тот профессиональный потенциал, который можно использовать в процессе оказания психологической и юридической помощи детям.

Ильмира Маликова: Ведь в момент, когда с ребенком, к сожалению, произошло несчастье, он оказывается в окружении взрослых. Это сотрудники правоохранительных, социальных органов, органов опеки и попечительства. И программа психологических мастерских была направлена на сотрудничество именно с социальными и правоохранительными структурами. Насколько на сегодняшний момент востребовано это сотрудничество и сами мастерские вообще?

Вергина Хайлова: Вообще, мастерские – это ряд мастер-классов. С одной стороны, приглашаются специалисты, которые выиграли право вести эти мастер-классы, благодаря каким-то своим достижениям. Они представляют свои программы. В этом году у нас было больше 30 мастеров, которые провели более 20 мастер-классов. С другой стороны, слушателями становятся специалисты, которые нуждаются в обмене опытом, в новых технологиях работы, в каких-то новых подходах. И поскольку это касается работы с детьми, такая потребность есть во всех профильных ведомствах. В этом году отличительной особенностью стало то, что у нас присутствовали следователи, криминалисты Следственного комитета Российской Федерации, специалисты подразделений и комиссий по делам несовершеннолетних, а также работники системы образования и соцзащиты, Департамента семьи и молодежи. Всего на мастерских присутствовало более 150 представителей этих ведомств. Мы не использовали никаких административных ресурсов, никого не «загоняли» на мастер-классы. Мы просто рассылали информационные письма. И особенно примечательно то, что вначале многие спрашивали, что это за мастерские, для чего они нужны, принимали приглашения даже с некоторым недоверием. Но когда закончился первый день зимних мастерских, мы получили множество очень хороших отзывов, массу благодарностей, чему мы, конечно, очень рады. Участники признавали, что такая работа очень важна, звучали даже мнения, что два часа, отведенные на мастер-класс – это крайне мало, что нужно работать больше, многие предлагали нам продолжать сотрудничество.

Ильмира Маликова: Теперь я бы хотела обратиться к ведущему юристу «Сопротивления» Александру Кошкину. Наше движение оказывает юридическую и психологическую поддержку гражданам уже пять лет. Как за это время изменилась структура обращений?

Александр Кошкин: За это время существенно увеличилось количество профильных обращений. Если раньше львиную долю составляли обращения, касающиеся административного права, гражданского права, то сейчас уже практически 90% обращений мы получаем от людей, которые, к величайшему сожалению, стали потерпевшими в результате преступных действий. Кроме того, есть еще одна тенденция, и ее в некотором роде даже можно назвать позитивной: люди наконец-то стали обращаться к психологам. Если раньше, когда юристы на «горячей» линии предлагали потерпевшему получить консультацию психолога, многие обижались и говорили, мол, я не больной, не псих, я думал, вы мне помогаете, а вы меня к психиатру отправляете. Теперь люди лучше понимают значение психологической поддержки.

Ильмира Маликова: Каждый день нам звонит достаточно большое количество людей, все они обращаются к нам со своей бедой и ожидают немедленного «спасительного рецепта». Но часто, особенно если обратившийся сбивчиво и слишком эмоционально рассказывает о проблеме, упуская важные факты, дать оптимально подходящий совет бывает затруднительно. Что нужно сделать гражданину, чтобы получить консультацию максимально эффективно?

Александр Кошкин: Оптимальный вариант – обратиться в нашу организацию письменно, приложив все процессуальные документы. Например, если есть постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, обязательно нужно приложить копию этого постановления. Если же гражданин все-таки хочет получить консультацию по телефону, нужно максимально четко, структурированно рассказать о происшествии, составить список тех документов, которые есть у него на руках. Зачастую, именно из списка документов, который назвал потерпевший, юрист понимает, что было предпринято и что в действительности произошло.Кроме того, если вы обратились на нашу «горячую» линию, не надо сразу придумывать план действий на год или на два года вперед. Регулярно обращаясь на «горячую» линию со своей проблемой, можно решать ее пошагово. К примеру, сегодня мы обжалуем постановление об отказе, завтра пишем исковое заявление как гражданский истец, и так далее. Не нужно требовать советов о том, что делать через полгода или через год, когда еще совершенно непонятны перспективы. Нужно действовать постепенно.