Сделка с правосудием





alttext



В июне 2009-го года Совет Федерации одобрил закон, который ввел так называемую сделку с правосудием, которая гарантирует смягчение наказания для состоявших в преступных сообществах лиц, согласившихся сотрудничать с правоохранительными органами. В студии “Радио России” ведущая программы “Право на защиту” Ильмира Маликова и адвокат Адвокатской палаты города Москвы Артур Рамазанов обсудили данный закон.

Ильмира Маликова: Мы уже посвятили несколько передач разбору особому порядку рассмотрения уголовных дел, сделка с правосудием тесно с этой темой связана. Статьи закона, который определяет особый порядок рассмотрения дел, расширяются – в этом есть как очевидные плюсы, так и минусы.

Артур Рамазанов: Действительно, есть и плюсы, и минусы, но, я считаю, минусов больше, поскольку фактически на нет сводится состязательный процесс. Вопрос пересмотра дел, которые были рассмотрены в особом порядке, очень усечен, и на практике на это фактически наложен запрет. Конечно, можно найти основания, но если человек сделал признание,  дальше уже никто в ситуацию не вникает. А ведь признание вины может произойти по разным обстоятельствам!

У человека может быть тяжелая семейная обстановка, возможно, человек раскаялся и хочет смягчить свою ответственность, а, возможно, он это делает, чтобы скрыть другие преступления или дать возможность соучастникам преступления уйти от ответственности. И иногда следователь, расслабившись от того, что обвиняемый признал вину, обрадовавшись, что придется меньше работать по делу, и оно легко пройдет через суд,  перестает собирать другие доказательства по делу.

Проходит время, доказательства могут быть утеряны, и впоследствии, если человек изменяет позицию, отрицая свою вину, то доказать, что он совершил преступление (или не совершал), становится чрезвычайно сложно. Это очень расслабляет следователей, суды, понижается качество расследования дел, в итоге понижая степень доверия правосудию. Появляется большой соблазн довести человека до признания вины, как это уже было в 30-е годы прошлого века.