Акцент на стандартизации



alttext



Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения разрабатывает очень много программ. На официальном портале фонда www.sirotstvo.ru представлены социальные проекты организации 2012 года: «Компас для детства» – программа по разработке инструментария для совершенствования системы защиты детства; «Детство под защитой» – проект, цель которого создать условия для углубленного анализа и изучения ключевых проблем развития системы защиты детства и способствовать поиску эффективных способов их решения; Российская ассоциация детских телефонов доверия; разработка методологии, позволяющей учитывать мнение детей в процессе ведения случая в России; «Социальный навигатор НКО» – программа, стартовавшая в этом году, в ее задачи входит повышение эффективности работы социально ориентированных НКО. О подробностях данных проектов Ильмира Маликова поговорила с Сергеем Георгиевским, директором по развитию Национального фонда, и Риммой Калинченко, директором программы “Социальный навигатор НКО”.

Ильмира Маликова: Я начну с вопроса директору по развитию Национального фонда защиты детей от жестокого обращения. Расскажите, пожалуйста, о ближайших событиях и планах. В частности, я знаю, что 25-27 апреля пройдет всероссийская конференция “Государственная политика в сфере защиты детства: законодательство – стандартизация – практика”. Многие специалисты, работающие в сфере детства говорят о том, что нет стандартов. И в данном случае, я бы хотела, чтобы основной акцент был сделан на слове “стандартизация. Что же вкладывается в это слово в рамках данной конференции?

Сергей Георгиевский: В первую очередь я хочу обозначить цели. Целью нашей конференции является обсуждение наиболее актуальных вопросов законодательного регулирования, практики, технологии работы с несовершеннолетними детьми на федеральном уровне и на региональном, профилактика социального сиротства. Фонд уже несколько лет занимается вопросами стандартизации, вместе с государственными органами и некоммерческим сектором. В ходе работы мы направили обращения во все субъекты РФ, собрали более 1200 материалов лучших инновационных практик в сфере социального сиротства. 73 субъекта РФ откликнулись на наши обращения, на основе их практики мы выделили 25 рекомендованных услуг в области социального развития. Соответственно эти 25 услуг были стандартизированы, то есть подготовлен комплекс услуг, содержащий в себе правовой аспект, финансовое, социологическое обоснование, комплекс инструментов к каждому стандарту. Механизм внедрения стандарта четко расписан. На конференции мы надеемся придать его публичному обсуждению, после чего направить в субъекты РФ.

Ильмира Маликова: Я хотела бы уточнить, что вы вкладываете в понятие “социальное сиротство”? Основная работа вашего фонда ведется именно с ним?

Сергей Георгиевский: Мы рассматриваем два аспекта: защита детства и профилактика социального сиротства. Наша работа направлена на повышение качества уже существующих услуг. Мы не работаем с прямыми получателями услуг, мы работаем на системном уровне. Наша задача – содействовать развитию тех процессов, которые обеспечивают социальную защиту семьи и ребенка. И тут мы имеем дело не только с органами опеки, а с комплексом организаций. Работаем и с государственным сектором, и с НКО, которое оказывает услуги. Мы стараемся стать точкой, в которой сходятся интересы двух сторон. Соответственно, мы работаем и с органами исполнительной власти, и с органами опеки и попечительства, некоммерческими организациями, всеми теми организациями, которые замешаны в обеспечении социальной защиты детства на уровне каждого из субъектов.

Ильмира Маликова: Римма, чтобы вы могли добавить по данной теме?

Римма Калинченко: Я бы хотела заострить внимание на комплексности. Только благодаря объединению разных структур, работающих в сфере, направленной на оказание помощи семьям и детям, можно добиться наибольшего синергетического эффекта.

Ильмира Маликова: Да, но мы говорим об идеальной модели: есть стандартные услуги, разработана методология, все подкреплено практикой и законодательством. 25 услуг выдаются на рынок. А кто является потребителем, как приходят за этими услугами? Реализуют ли их?

Римма Калинченко: Конечно, реализуют. Многие некоммерческие организации, работающие в секторе защиты детей: сирот, детей, оставшихся без опеки родителей, детей из неблагополучных семей,- представляют разные необходимые услуги. Социальные сироты – это дети, имеющие родителей, но испытывающие огромные проблемы в воспитании, развитии, получении всего необходимого для нормального взросления. Все указанные мной дети являются потребителями.

Сергей Георгиевский: Если говорить конкретно, то на сегодня мы представляем услуги для 6 основных групп: услуги, обеспечивающие единый порядок принятия мер по защите прав ребенка; услуги для всех целевых групп; услуги для семей и детей на ранней стадии кризиса; услуги для детей с ограниченными возможностями и их семей; услуги для замещающих семей; услуги для детей, длительное время находящихся в интернатах, выпускников данных учреждений. На этих группах мы сейчас и сфокусированы.

Ильмира Маликова: Как оценивается эффективность предоставляемых услуг?

Сергей Георгиевский: Каждый стандарт имеет внутри себя систему качества и систему индикаторов, по который вы можете стандарт оценить на предмет эффективности. Одной из стратегических задач для фонда является формирование института качества по отношению к оказываемым социальным услугам для семьи и детства. Мы говорим об индивидуально разработанных индикаторах для каждого стандарта отдельно, с учетом анализа практик субъектов РФ.Мы не только разрабатываем стандарты, мы собираемся сопровождать и их внедрение, то есть мы будем обучать внедрению этих стандартов, содействовать их легализации. Мы выступаем партнерами по отношению к государственным органам и к НКО субъектов России. Отмечу, что сам стандарт в себе уже содержит модель его принятия и внедрения. Она предполагает, что на разных территориях в разных ситуациях, стандарт может быть реализован на разных уровнях.