Если вы столкнулись с домашним насилием: 8 (800) 7000 600



alttext



Проблемы домашнего произвола долгое время замалчивались  в нашей стране. Стереотип о том, что бытовые разногласия касаются только участников конфликтов, навязывался обществу долгие годы. Но, наконец, вопрос об ответственности за издевательства, побои и домашнее насилие начал решаться на законодательном уровне. Так, 4 июня в Общественной палате Российской Федерации на общественных слушаниях  о предупреждении и профилактике насилия в семье Национальным центром по предотвращению насилия “АННА” было предложено разработать и принять профильный закон. В студии “Радио России” директор Национального центра по предотвращению насилия “АННА” Марина Писклакова и Ильмира Маликова дали несколько важных рекомендаций тем, кто столкнулся с домашним насилием.

Ильмира Маликова: Марина, здравствуйте! Начать разговор хотелось бы с рассказа о вашей организации.

Марина Писклакова: Центр по предотвращению насилия “АННА” был создан как первый телефон доверия для женщин, подвергающихся насилию в семье, в 1993 году. Постепенно, буквально эволюционным путем, мы из центра, который только оказывает помощь пострадавшим от насилия в семье, превратились в ресурсный центр. В нашей работе есть два основных направления: первое – непосредственная помощь, второе – просветительская деятельность. Расскажу подробнее. У нас бесплатно работает всероссийский телефон доверия, куда может позвонить любой, столкнувшийся с проблемой.  Также мы работаем над  программой развития подобных нам служб, в нее входят стажировки, которые могут посетить специалисты из любого уголка страны, мы с радостью делимся опытом и информацией по созданию кризисного центра. Мы аккумулируем информацию из других организаций, разрабатываем программы по информированию общества о проблеме насилия в семье. К сожалению, до сих пор существует много ложных стереотипов по домашнему насилию. Наша задача –  их разрушить.

Ильмира Маликова: Телефоны доверия – это важная часть работы по предотвращению насилия и реабилитации тех, кто, к несчастью, с ним столкнулся. 8 800 7000 600 – это телефон центра по предотвращению насилия “АННА”.

Марина Писклакова: Звонок на данный номер бесплатный для всех жителей России.

Ильмира Маликова: В нашем обществе угроза семейного насилия недооценена. Каждая счастливая семья счастлива по-своему, а несчастливая – несчастлива по-своему. Согласно исследованиям, риск быть убитым своим мужем или партнером для российских женщин в 2,5 раза выше, чем для американских, в 5 раз  –  чем для жительниц Западной Европы. Но почему-то мнение о том, что женщина обязана, несмотря ни на что, сохранить очаг, очень распространено в России. Женщины считают себя покинутыми и не знают куда обратиться за помощью. На ваш телефон доверия поступает много звонков?

Марина Писклакова: Да, звонков очень много. Их всегда было много. В 90-х годах было время, когда я одна работала на телефоне доверия, уже тогда звонил весь Советский Союз. За полгода бывает больше 3 тысяч звонков. Сейчас телефон работает 12 часов в сутки, отвечают 2 оператора, которые просто не справляются с огромным количеством звонков. Это эмоционально-психологический процесс, существует консультирование, которое занимает минут 40. Поэтому не которым людям приходится ждать и дозваниваться какое-то время. Мы планируем увеличить число операторов, но для этого необходимы время и средства.

Ильмира Маликова: Хорошо, женщина узнала телефон доверия: 8 800 7000 600. Дозвонилась. С кем она начинает общение? С психологом? С юристом?

Марина Писклакова: На телефоне доверия работают подготовленные психологи и консультанты. Конечно, когда будет принят законопроект, необходимо будет создать телефон горячей линии, по звонку на который, в случае угрозы жизни звонящего, сможет оперативно приехать на место событий подготовленная команда. Пока телефон доверия – это только информационная и психологическая поддержка, а также возможность построения плана безопасности.

Ильмира Маликова: Расскажите о плане безопасности.

Марина Писклакова: Нужно понимать, что у нас в обществе насилие путается с конфликтом. Часто нам задают вопрос о том, а зачем нужен какой-то план безопасности? Люди просто поссорились. Нужно понимать четко, что насилие – это отдельная форма взаимоотношений, которая не имеет ничего общего с конфликтом. В ситуации насилия не возможно найти компромисс, к которому можно прийти в результате конфликта, ссоры. Насилие всегда развивается циклически, если пара довольно долго находится в этом цикле, то план безопасности необходим. Физическое насилие со временем начинает сопровождаться преследованиями. Если женщина просто убежала из дома, не находится под охранной государственного убежища, полиции, то обидчик будет ее преследовать, вероятность получения тяжелых травм  и убийства увеличивается. Когда женщина звонит нам, она знает все нюансы цикла домашнего насилия, вместе с ней можно разработать систему, по которой она будет действовать дальше.

Ильмира Маликова: Как примерно может выглядеть план безопасности? Например, в момент конфликта женщинам советуется уйти в другую комнату или покинуть квартиру? Существуют ли какие-либо общепринятые советы?

Марина Писклакова: Все зависит от стадии развития домашнего насилия. Например, если мы говорим о тяжких телесных повреждениях, женщине нельзя оставаться один на один с обидчиком. Нужно выбежать на лестничную клетку, тогда действия обидчика станут публичным преступлением. Необходимо иметь копии документов, запасной комплект одежды, договориться с кем-то из друзей и оставить все у них на всякий случай.   Можно договориться с кем-то из родственников или знакомых о том, что в экстренном случае женщина сможет у них остаться на некоторое время. Кстати, голливудские фильмы, такие как “В постели с врагом” , классически показывают, как надо действовать в случае столкновения с домашним насилием. У героинь таких фильмов всегда наготове собранная сумка со всем необходимым. Наших женщин, которые понимаю, что домашнее насилие может коснуться их, я призываю тоже позаботиться обо всем заранее.