Главная ценность





alttext



В студии “Радио России” ведущая программы “Право на защиту” Ильмира Маликова и адвокат Адвокатской палаты города Москвы, кандидат юридических наук Артур Рамазанов обсудили необходимость становления прав человека в центр законодательства и уголовной политики.

Ильмира Маликова: Мы уже говорили о том, что права человека записаны в конституции как главная ценность. Напомним, правозащитное движение “Сопротивление” оказывает бесплатную юридическую и психологическую помощь потерпевшим и свидетелям  в уголовных процессах. Если ваши права не соблюдаются в должном порядке, вы всегда можете обратиться за помощью. Тем более – с точки зрения совершения правосудия и защиты прав сограждан наше государство не всегда стоит в первых рядах: проволочки, необъяснимые бюрократические отказы являются значительной частью практики. Что вы думаете по этому поводу?

Артур Рамазанов: Будучи студентом МГУ в свое время, я сталкивался с мнением некоторых преподавателей, что каждый юрист должен уж если не посидеть, то, по крайней мере, побывать в следственном изоляторе, в колонии, и посмотреть на нравы, на быт людей, которые там находятся. Чтобы, принимая впоследствии решение, он понимал, куда он этих людей направит, и будет ли это способствовать их перевоспитанию и исправлению. Хотя это тоже вещи спорные: в местах лишения свободы люди либо приживаются, выживают и потом могут стать профессиональными преступниками, либо просто боятся туда попасть, теряют здоровье, а иногда и жизнь.

Поэтому работа в правоохранительных органах, особенно когда туда приходит молодежь после вузов, не служившая в армии,  после элитной школы в хорошем городе, – работа эта сводится к тому, что молодые следователи активно возбуждают дела, порой не особенно вникая с их суть.  Возбудили дело, направили в суд – дальнейшее их не волнует: решение принимает суд. А если случается, что у обвиняемого нет хорошего защитника, то в места лишения свободы вполне может попасть невиновный. Ломается жизнь, судьба человека, разрушаются семьи. А когда молодой следователь имеет за плечами хоть какой-то жизненный опыт, то у человека формируется более здравое мнение.

По крайней мере, он не будет думать, что профессия юриста эдакая пушистая и добрая, а людей он отправляет в санаторий. Нужно понимать, что, принимая решение, юрист распоряжается чужими судьбами, а решение это чрезвычайно ответственно. Не зря говорят, что быть судьей – значит не просто выполнять  работу: чтобы быть судьей, к этому нужно иметь определенную предрасположенность. Есть судьи, штампующие решения и отправляющие людей в места лишения свободы,  есть те, кто переживает за судьбу человека, прежде чем принять решение. И чем более здравомыслящий судья, чем больше у него жизненный опыт, тем тяжелее ему порой принять жесткое решение.