Сколько стоит благое дело?



alttext

Андрей Туманов
Депутат Государственной Думы

Ведущая программы “Право на защиту” Ильмира Маликова и заместитель председателя комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, председатель общероссийской общественной организации “Садоводы России”, депутат VI созыва Госдумы Андрей Туманов обсудили в студии “Радио России” вопросы развития гражданского общества.

Ильмира Маликова: Андрей Владимирович, являясь депутатом, вы постоянно находитесь в поездках. Недавно были в Челябинске, Рыбинске, Мышкине.

Андрей Туманов: Да, став депутатом, за полгода я побывал в стольких городах, в скольких не был за всю свою жизнь. Хорошо, когда есть бесплатный проезд для депутата, который хочет работать. По итогам поездок отмечу, что в нашей стране, к сожалению, люди не понимают, что такое гражданское общество. Однажды мне позвонила женщина с вопросом, можно ли кого-нибудь прислать на собрание садоводческого товарищества из гражданского общества ,чтобы навели порядок? На что я ей ответил, что данное собрание и есть гражданское общество.

Ильмира Маликова: Под гражданским обществом мы понимаем совокупность социальных активностей каждого гражданина, общественных объединений, общественных организаций, политических партий. Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций, заместителем председателя которого вы являетесь, – это одна из структур, с которыми работает Государственная Дума. И недавно вы ездили в Калининград на встречу с общественными организациями.

Андрей Туманов: Да, в основном это были организации садоводов, но не только. Так, у меня вызвала радость одна общественная организация, которая мало пиарится, но при этом делает очень благое дело. Члены организации – поисковики. Они работают в Калининградской области, находят могилы погибших солдат. Либо места, где захоронены тела. Так, например, недавно эти поисковики нашли место воронки, в которую сложили тела 15 солдат, а затем взорвали. Ребята вели поиски по документам. У найденных солдат обычно остаются предметы, такие как: металлические гильзы, ложки, котелки, на которых выцарапаны надписи, часто – инициалы, они помогают установить личность бойца. Документы с армейскими списками сохраняются и, зная инициалы, поисковики отыскивают нужные фамилии. А потом они связываются с родственниками. Только представьте, человек пропал в 1942 году и тут он найден. Люди работают не за деньги. В организации есть как люди старшего возраста, так и молодежь, и даже дети, которым от 8 до 16 лет. Для них организован пионерский лагерь.

Ильмира Маликова: Это некое патриотическое воспитание для детей.

Андрей Туманов: Совершенно верно. Еще им многие хотят оказать бескорыстную помощь, так одна фирма подарила поисковикам автомобиль. Без цели прорекламировать себя. Просто потому что людям нужно на чем-то перемещаться. Этот автомобиль теперь используется как вездеход. Помогают и другие, но не по команде государства, а по личной общественной инициативе. Недавно руководители государства пообещали нам помогать общественным организациям.

Ильмира Маликова: Да. Президент Путин приказал выделить на поддержку общественных организаций в следующем году 3 млрд. рублей.

Андрей Туманов: Не хочется вносить ложку дегтя, но я насторожено отношусь к общественным организациям. После поездки в Калининград я понял, что это действительно честные и хорошие люди. Но много раз мне приходилось сталкиваться с такими общественными организациями, которые даже крышуются бандитами. Они много обещают, собирают какие-то данные, но по сути ничего потом не делают. Их “благое дело” обходится дорого. Спрашивается, зачем врать? Можно пообещать людям определенное финансирование, например, но где его взять? Так, в садоводстве. Собираются заявки на строительство дороги в дачном поселке, но возникает вопрос о том, на какие деньги будут построены дороги? Неправильно сначала собрать заявки, а только потом искать средства.

Ильмира Маликова: Я больше пяти лет работаю в общественной организации – правозащитном движении “Сопротивление”, поэтому хорошо знаю о задачах и трудностях общественных организаций. Самая большая трудность гражданского сектора – это финансирование, очень тяжело изыскивать средства для работы организации. Например, мы оказываем бесплатную юридическую и психологическую поддержку. Нам необходимо оплачивать услуги юристов, психологов. Чтобы люди получали зарплату, нужно найти деньги. Эти проблемы давно уже решены в Европе.

Андрей Туманов: Например, в Германии. Я когда-то изучал то, как работает в Германии гражданское общество. Все общественные организации, не являющиеся экстремистскими, получают деньги от государства через два фонда. Немецкое правительство переводит в эти фонды деньги, те в свою очередь отбирают по конкурсу организации, а затем проводят финансирование.

Ильмира Маликова: Еще большая часть финансирования идет через благотворительность. Потому что там принят закон о спонсорстве.

Андрей Туманов: И если вы примете деньги от какого-то бандита, то сразу же об этом станет известно. Все проверяется досконально, даже составляются черные списки. Никаких преступных денег не должно идти на хорошие дела.

Ильмира Маликова: А самое главное: пожертвование выделяется из прибыли организации и не облагается налогом. Более того, организация, выделяющая пожертвования, получает в дальнейшем налоговые постановления. У нас такого нет. Как депутат Госдумы вы считаете, появится ли у нас когда-нибудь такой закон о меценатстве?

Андрей Туманов: Обязательно появится. Мы все развиваемся по общим принципам. Не стоит делить немецкие организации и русские. Ход развития одинаков, просто в каждой стране он имеет свои национальные нюансы.