Сколько стоит человек?



alttext



Важная проблема, перед которой стоит российское общество и которую оно не может решить точно так же, как и другие страны мира –  это проблема торговли людьми и незаконной миграции. Но и это – верхушка айсберга: торговля людьми и незаконная миграция – это то, что мы видим. Но есть еще одна проблема, которую обязано решить любое нормальное общество:  помощь пострадавшим, помощь людям, судьбы которых искалечены.

В студии “Радио России” ведущая программы “Право на защиту” Ильмира Маликова обсудила с руководителем отдела помощи мигрантам Международной организации по миграции в Москве Юлианой Павловской и консультантом Информационно-ресурсного центра МОМ Москвы Григорием Чижом актуальную проблему торговли людьми.

Ильмира Маликова: Юлиана, расскажите, пожалуйста, о вашей организации.

Юлиана Павловская: Международная организация по миграции существует с 1951 года. Она была организована в Женеве в условиях послевоенного времени. А в России МОМ существует с 1992-го года, после подписания соглашения с правительством РФ. Эта ведущая межправительственная структура в области миграционного взаимодействия исходит в своей деятельности из принципа гуманного упорядоченного урегулирования миграции, подхода к решению миграционных вопросов. Одной из сфер этой деятельности является противодействие незаконной миграции и оказание помощи иностранным гражданам, находящимся в тяжелом положении на территории России.

Пострадавшие люди, – и мужчины, и женщины, – в большинстве случаев жертвы обмана, насилия, эксплуатации, пребывающие на территории России без средств и документов, т.е. с неурегулированным статусом, подорванным здоровьем и утраченной верой в справедливость.

Ильмира Маликова: Я видела много МОМ в американских аэропортах. Там очень много рекламных баннеров и растяжек: “Если ты стал жертвой торговли людьми, обращайся в МОМ”. Далее даны телефоны горячих линий. Ни в одном аэропорту России подобной растяжки я не видела. Это означает, что, несмотря на существование с 1992 года, организация не получает достаточной поддержки государства.

Юлиана Павловская: Активная программа по борьбе с торговлей людьми началась с 2006 года. Порядка десяти проектов переросли в программу. Она включает в себя превентивную деятельность и взаимодействие с государственными структурами, помощь пострадавшим. Четвертый компонент программы – взаимодействие с гражданским обществом. С 2006 по 2009 год при финансировании Европейского союза был реализован большой проект, при котором превентивный, то есть профилактический, компонент был поддержан государственными структурами. При поддержке Комитета московского правительства по рекламе наша организация распространила баннеры на улицах Москвы с телефонами помощи. Также по НТВ и ТНТ шла реклама, которая говорила, куда можно обратиться. Мы являемся проектной организацией. Поддержка государства и заинтересованность играет важную роль в нашей деятельности.

Ильмира Маликова: Вы чувствуете эту поддержку? Мне кажется, что поддержка гражданского сектора и НКО со стороны государства оставляет желать лучшего.

Юлиана Павловская: Мы  межправительственная организация, и у нас есть стабильная поддержка Федеральной миграционной службы, – у нас есть меморандум о сотрудничестве. Что касается сотрудничества с правоохранительными органами, – есть случаи перенаправления пострадавших к нам. Также мы работаем с МВД, с отделом по борьбе с организованной преступностью. Мы решаем одни проблемы, возможно, не так стремительно, как хотелось бы.

Ильмира Маликова: Сегодня какие первоочередные цели вы перед собой ставите? Москва – развитый регион, который привлекает к себе потоки незаконной миграции и торговли людьми. Это перевалочный пункт, где решается, сколько стоит жизнь человека.

Юлиана Павловская: В настоящее время мы развиваем еще региональную программу развития России и Центральной Азии. Она направлена на борьбу с незаконной миграцией. В рамках этого проекта заработал Информационный ресурс.

Григорий Чиж: Основная деятельность Информационно-ресурсного центра – информирование:  зачастую мигранты, приезжающие в Россию, просто не знают законодательства. Порядка пятидесяти – семидесяти процентов обращений, поступающих в наш информационный центр, – это обращения, когда трудовые мигранты хотят просто получить информацию.
Но существуют и более сложные обращения, когда приходится работать с незаконной миграцией, возможно, рабским трудом, – тогда мы обязаны передавать информацию в соответствующие ведомства, чтобы органы исполнительной власти принимали надлежащие меры.