Актуальные вопросы защиты прав потерпевших



alttext



Гости программы «Право на защиту» ведущие юристы правозащитного движения «Сопротивление» Александр Кошкин и Тимур Чекуев обсудили с ведущей программы Ильмирой Маликовой 10-летие деятельности организации и актуальные вопросы защиты прав потерпевших.

Ильмира Маликова: Здравствуйте. У микрофона Ильмира Маликова. Сегодня я хотела начать эфир с очень важного упоминания. 22 февраля во всем мире отмечается как день помощи и солидарности с жертвами преступлений. На протяжении нескольких лет эта дата отмечается так же и в России, благодаря усилиям международных организаций. А так же, в первую очередь, правозащитного движения «Сопротивление», которое на протяжении более 10 лет оказывает бесплатную юридическую и психологическую поддержку жертвам преступлений. По аналогии с акциями наших зарубежных коллег, мы уже более 6 лет проводим мероприятия в России, связанные с солидарностью и помощью жертвам преступлений. Сегодняшний эфир со мной вместе проведут мои коллеги – ведущие юристы правозащитного движения «Сопротивление» Тимур Чекуев. Здравствуйте.

Тимур Чекуев: Здравствуйте.

Ильмира Маликова: И Александр Кошкин. Здравствуйте.

Александр Кошкин: Здравствуйте.

Ильмира Маликова: На протяжении 10 лет правозащитное движение «Сопротивление» оказывает бесплатную юридическую поддержку населению. Это такое время постановки задач и подведения итогов. Уважаемые коллеги, вы ведете очные консультации, при обращении, вы находитесь в очной переписке с гражданами. Как прошел год? Изменилась ли структура обращений?

Тимур Чекуев: У нас увеличилось число преступлений, связанных с мошенническими действиями. Появился такой род преступлений, который ранее существовал, но не был так актуален – мошенничества в салонах красоты. Так же появились всякие кооперативы, которые предлагают всякие завышенные проценты. Вы вкладываете туда деньги. Вам по вкладам предлагают завышенный процент и говорят, что прибыль будет через несколько месяцев. Что-то типа инвестиционных фондов. К сожалению, от граждан на действия таких организаций жалобы поступают постоянно. Еще одна новая проблематика, когда людей обманывают, устанавливая фильтры для очистки воды. Эти преступления не новы, но они продолжаются. У нас в стране кризис и рост преступлений, связанных с мошенничеством увеличился в разы. К сожалению, зачастую, мы получаем отказы в возбуждении уголовного дела, потому что идет очень большой поток. Так же, на мой взгляд, увеличились преступления на бытовой почве – «причинение вреда имуществу», ДТП на бытовой почве – агрессия в обществе растет.

Ильмира Маликова: Тимур сказал о росте мошеннических правонарушений. Действительно, это связано, в том числе, с финансовым неблагополучием. Давай «расшифруем», что такое мошенничества в салонах красоты? Это же оформление кредиты на какие-то услуги.

Тимур Чекуев: Гражданин, как правило, женщина, приходит в салон красоты для какой-то бесплатной косметологической услуги. Возможно, вам дадут чашечку кофе, чая, бывает, что и ничего не дают. Люди под напором окружающих берут какие-то крема, мази, которые стоят бешеных денег. Люди берут кредиты на покупку этих изделий. Ценовая категория этих изделий в реальности не превышает 10-15 тысяч, но покупают их в несколько раз дороже. Данный вид преступлений сейчас носит массовый характер. Да, сотрудники правоохранительных органов начали реагировать на такие преступления, был ряд громких арестов, выявлена преступная группа. Но, где-то, как-то, в каких-то районах присутствуют такие преступления. Сейчас мы стали получать сообщения о распространении таких преступлений в субъекты России.

Ильмира Маликова: Что делать? Куда обращаться?

Тимур Чекуев: Необходимо писать заявление в правоохранительные органы. Надо отслеживать, как будет проводиться проверка. Если вы знаете, что помимо вас пострадал еще кто-то, то стараться действовать совместно.

Ильмира Маликова: Шансы есть получить обратно свое без процентов, на которые ты подписался?

Тимур Чекуев: Если будет признано мошенничество, то, безусловно, здесь есть варианты. Надо учитывать, что лицо, которое вам предоставляет кредит, находится не в банке. Это какой-то агент, который осуществляет данную деятельность.

Ильмира Маликова: А что за мошенничества с установкой фильтров?

Тимур Чекуев: С моей точки зрения это мошенничества. К одиноким, пожилым людям приходят и показывают театрализованные действия – показывают, какую воду вы пьете. Запускают какие-то реагенты, вода становится коричневой. Говорят, что после их фильтра, граждан ждет здоровый образ жизни, чистая вода, вы проживет более 100 лет. Но, опять-таки в Интернет-магазине они стоят 2-3 тысячи рублей, но предоставляют их гораздо дороже. Все это связано с тем, что, если у вас не хватает денежных средств, то вы берете кредит. Конечно, наши граждане так же виноваты, что покупают и берут кредиты, но, мы должны учитывать, что эти люди, как правило, социально незащищены – старики, пенсионеры. Но, у тех лиц, которые ходят, есть база с такими гражданами. В этих случаях необходима проверка.

Ильмира Маликова: В такие сложные времена наши граждане очень легко могут стать жертвами мошенников. Александр, и к тебе приходили эти мошенники по установке фильтров…

Александр Кошкин: Мне предлагали купить фильтр за 180 тысяч рублей. Фильтра я не видел. Ко мне приходили мужчина и женщина в строгих деловых костюмах. Выглядело все это очень серьезно в моем не совсем красивом подъезде. Они обзвонили несколько квартир. Пенсионеры вышли. Они, конечно, ужаснулись, когда увидели воду, которую они, якобы, пьют. Когда мне рассказывали про чудеса фильтра, я попросил чуть-чуть подождать, сказав, что участковый тоже хотел бы приобрести его. Они тут же ретировались.

Ильмира Маликова: Можно обратиться к радиослушателям – не ставьте свои подписи, где попало, не предоставляйте в базу данных свои контакты.

Александр Кошкин: Что касается салонов красоты, чашечки чая или кофе. Следствием было установлено, что в напитки были подмешаны психотропные препараты. Люди теряли волю и подписывали любые документы, не читая.

Ильмира Маликова:  Надо учесть, что это нормальная услуга, которую людям оказывают – клиент ожидает – не налить ли ему чашку чая. И здесь нельзя обвинить человека, что вот, повелся на чашку чая…

Александр Кошкин: Главное для себя необходимо понять, что ничего нельзя подписывать. То, чего ты не понимаешь, ни в коем случае нельзя подписывать.

Тимур Чекуев: Здесь волевой порог уходит. Мы не можем сказать, что, выпив чашку кофе, вы потеряете ориентир. Во многих случаях навязывание происходило и без этого. В первую очередь, вы должны четко понимать, куда вы идете, зачем и что вы от этого ждете.

Ильмира Маликова: Он уже изначально пришел на бесплатную процедуру, попался…

Тимур Чекуев: Они все просят, чтобы принесли паспорт. Вы не должны брать паспорт в салон красоты.

Ильмира Маликова: И жить по средствам, иногда, знаете, вполне разумная вещь. Если вам эту процедура недоступна в принципе, она дорога – не надо ходить на бесплатную акцию, потому что после этого вы не сможете ее продолжить.

Александр Кошкин: Я вот 36-й год как-то обхожусь без салонов красоты.

Ильмира Маликова: Ты мужчина. Женщинам очень сложно. Но каждый взрослый человек может сказать себе в какой-то момент – дорого. И это ни сколько не унижает кого-либо.

Тимур Чекуев: Здесь надо учитывать не только то, что граждане виноваты, но и то, что есть такая функция правоохранительных органов – предотвращение преступлений. Нам кажется, что в этом направлении, работы ведется мало. Хотелось бы, чтобы мы расследовали преступления, по ним принимали решения, но и проводилась работа по выявлению. Если поступило одно заявление, второе, то можно задуматься.

Ильмира Маликова: Александр, что с теми заявлениями, с которыми вы работали в этот год? Тоже мошенничества или преступления против личности?

Александр Кошкин: Сейчас в нашей статистике появилась такая строка, как жалобы на действия коллекторов. Когда они преступают закон. Не будем говорить про ульяновский случай. Надеюсь таких случаев не много, но вопиющий случай нарушений коллекторами… В прошлом году такой строки у нас вообще не было. Сейчас она появилась. Цифры в ней достаточно существенные. Около 10 обращений. Если учесть, что в прошлом, позапрошлом и за все предыдущие годы было ноль по коллекторам, то это рост в 10 раз.

Ильмира Маликова: Как ты можешь прокомментировать обращение по коллекторам. Их действия стали жестче? Или люди для себя стали понимать их действия, как противоправные?

Александр Кошкин: Я думаю, это и то и другое. Но то, что действия коллекторов стали жестче – несомненно. Даже, если взять СМИ: взорвать детский сад, взорвать больницу, изнасиловать дочь, жену. Я раньше о таком не слышал. Сейчас произошел какой-то всплеск. Безнаказанность коллекторов вылилась в это ульяновское дело.

Ильмира Маликова: Какие обращения к нам приходят? Что они себе позволяют?

Александр Кошкин: Ни в одном случае нет вреда здоровью. Это угрозы убийством и причинения тяжких телесных повреждений. А так же порча имущества – входные двери, почтовые ящики. То, до чего они могут добраться беспрепятственно.

Ильмира Маликова: Если мы говорим об угрозе убийством, которые иногда поступают от коллекторов, то здесь мы вынуждены перейти на еще одну болезненную тему, характерную для нашей работы – декриминализация ряда статей, которую предлагает сейчас Верховный суд…. Для тех, кто ищет наши контакты, они все представлены на нашей сайте: www.fondpp.org. Телефон Общественной приемной: 253-83-63. Код города: 499.