Ольга Костина: «Ситуации с эвакуацией – результат правовой коллизии!»



alttext



В Главном Управлении МВД РФ по Москве представители Правового Управления и ГИБДД московской полиции встретились с членами Общественной палаты РФ, представителями  Общественного Совета при ГУ МВД России по Москве, а так же автолюбительских движений. Участники дискуссии обсуждали лишь одну тему – полномочия полицейского при вызове на конфликт со службами эвакуации.

Как известно, в Москве произошло два случая с прямо противоположным исходом.  Константин Алтухов почти сутки просидел в своей машине, погруженной на эвакуатор. Прибывшие полицейские отказались вмешиваться в ситуацию. «Администратор московского парковочного пространства» отпустил и водителя, и машину, и пообещал обратиться в суд. На следующий день суд арестовал на пять суток водителя Дмитрия Афанасьева – он не позволил эвакуировать свой автомобиль на штрафстоянку. Однако, в этом случае, как утверждают стражи порядка, мужчина оскорблял сотрудников, за что, собственно говоря, и был арестован.

Своим взглядом на ситуацию с полномочиями полиции в подобных конфликтных ситуациях поделилась председатель Общественного Совета при ГУ МВД РФ по Москве Ольга Костина:

«Одна из главных задач встречи  – прояснить ситуацию с правами полиции, с правами эвакуаторщиков и граждан. Если гражданин находится в своей машине на эвакуаторе, не нарушает общественный порядок, не ругается, ни с кем не дерется, машина находится на стоящем эвакуаторе, который не начал движение, никаких требований к гражданину полиция предъявить не может. Если полицейский высказывает требования покинуть машину и гражданин отказывается им подчиниться, то никакой речи о том, что гражданин отказывается подчиняться законным требованиям, речи так же идти не может, потому что он ничего не нарушает.

Как мы знаем, в одном случае полицейские вмешались в ситуацию, и человек был задержан на пять суток, в другом случае, полицейские прибыли на место и сочли невозможным вмешаться. У граждан очень много вопросов, которые касаются, как своих прав, так и работы полицейского ведомства. В данном случае мы находимся в довольно интересной правовой коллизии. Закон города Москвы противоречит законам Российской Федерации (прим.согласно федеральному закону автовладелец в любой момент может потребовать возвращения своего автомобиля). Для того, чтобы решать проблемы в дальнейшем и не доводить ситуацию до крайностей необходимо проводить в соответствие законодательную базу. Полицейские ищут выходы. Они будут создавать инструкции для сотрудников, чтобы бы однозначно было понятно поведение в такой ситуации. Общественность, безусловно, подключится к созданию такой инструкции.

Мы не можем жить в стране, где в одном из регионов закон отличается от законодательства целой страны. Когда в 2012 году принимался блок правовых актов, регламентирующих парковку в Москве и эвакуацию транспортных средств, было два отрицательных заключения – одно Правового Управления Мосгордумы, второе – Прокуратуры Москвы. Каким образом и почему их заключения были проигнорированы не понятно. Но, до известной степени, то, что мы сейчас имеем – взаимные обвинения, общественную нервозность – это результат проигнорированных заключений правоведов.

Общественность будет вести работу, которая бы изменила эту ситуацию. Общественный Совет будет обращаться в Прокуратуру Москвы и в Правительство Москвы.

У нас существуют сомнения в наличии какого-либо внятного регламента взаимодействия МАДИ с полицией, потому что по улицам ходят какие-то люди с планшетами, которые снимают транспортные средства, граждане не понимают кто они такие и что происходит. Представители ГИБДД признают, что отношение граждан в ситуациях, когда машину эвакуирует полиция и частная компания, откровенно разное. Полицейский – представитель закона, его действия можно обжаловать. К частным компаниям есть вопросы цены перемещения и стоимости хранения. И количество таких вопросов только растет.

Есть ощущения, что так торопились организовать этот бизнес, что правовые вопросы остались не решенными. Были случаи, когда автомобили падали с эвакуаторов и страховку по таким случаям получить практически невозможно. Только сейчас, оказывается, московские власти объявили тендер среди страховых компаний на страхование своей ответственности. Почему стоимость эвакуации определяется, исходя из лошадиных сил автомобиля, а не из километража, который был пройдет эвакуатором до места стоянки? Непонятно. Вопросов очень много. Зачастую чиновники, что-то не доработав, не додумав, попадая в конфликтные ситуации, начинают прикрываться полицейскими. Это не первый и не последний случай, когда полицию вовлекают в конфликт между обществом и властью. Это недопустимо».

Сопротивление