Россия и Европа стали ближе друг другу



alttext



С 14 по 17 мая в столице Польши Варшаве прошла ежегодная конференция Европейской ассоциации поддержки потерпевших (Victim Support Europe). Россия, в лице межрегиональной правозащитной общественной организации «Сопротивление» входит в Ассоциацию с 2008 года. По мнению члена ОП РФ, председателя правления МПОО «Сопротивление» Ольги Костиной, сегодня сотрудничество России и европейских стран в защите жертв преступлений выходит на новый качественный уровень.

Сопротивление: Ольга Николаевна, тема событий на Украине и политических отношений России, европейских стран и США красной пунктирной линией проходит практически по всем событиям в мире. Ежегодная конференция по защите прав потерпевших, организованная Victim Support Europe в Варшаве, не стала поводом для конъюнктурных дискуссий?

Ольга Костина: Хочется отметить, что организация работы Европейской Ассоциации (Victim Support Europe) столь профессиональна, что участники конференции без труда держались в рамках обсуждений, предусмотренных тематикой встречи. Я ни разу не наблюдала попыток перевести дискуссию в политическую плоскость, несмотря на большое количество европейских чиновников, которые в этом году участвовали в работе Victim Support Europe. Мы обсуждали опыт своих стран, достижения, а так же новые возможности, которые можно было бы использовать в совместной работе.

Руководство Victim Support Europe и ее президент Дэвид Маккенна настоящие профессионалы. Качество докладов, раздаточного материала, подготовка экспертов были на высоком уровне. Не могу не отметить уровень приема наших польских коллег – профильной организации Subvenia Victima, занимающейся поддержкой жертв преступлений и Министерства юстиции Польши. В мае 2011 года в Москве «Сопротивление» принимало ежегодную конференцию Victim Support Europe, поэтому мы прекрасно знаем, насколько трудно все организовать. Польские коллеги отработали блестяще: доброжелательно, корректно, быстро. Выступая в заключительной части заседания,  я поблагодарила их еще раз.

Сопротивление: Какие темы стали главными для обсуждения?

Ольга Костина: В Европе растет понимание необходимости защиты прав жертв преступлений. В выступлениях представителей Евросоюза, Европола, министерств иностранных дел разных стран, говорилось о необходимости расширения работы Victim Support Europe. Напомню, сегодня в эту организацию входят 36 национальных организаций из 25 стран. Ключевая темы обсуждений – качество и стандарты помощи жертвам, а так же поддержка организаций, оказывающих подобную помощь.

Отдельно была отмечена тематика, которая и Россию очень беспокоит –  защита детей от преступных посягательств и преодоление последствий физических и психологических травм. Представитель Италии, в недавнем прошлом прокурор, сообщила, что Италия вскоре будет председательствовать в ЕС и одной из главных задач она видит в защите детей-жертв преступлений.

В европейских странах расширяется перечень услуг для потерпевших. Одна из актуальных тем – поддержка семей, в которых погиб кто-то из членов семьи. И, действительно, мы недооцениваем степень травмы, которую получает психика в случаях, когда близкий человек или ребенок погибает от рук преступника. Задача государства – раскрыть преступление, наказать преступника, но для нашей страны забота о здоровье родственников жертвы, безусловно, новелла.

Обсуждалась и такая тема, как участие в поддержке жертв преступлений волонтеров, потому что очень много людей хотело бы принять в ней участие. Такое желание есть и у многих граждан России. Нужно понимать, что для этого необходима все-таки специальная подготовка, поскольку работа с травмированным гражданином, при отсутствии специальных знаний, может сказаться и на волонтере. С другой стороны, помощь может быть оказана и социального, материального характера.

Сопротивление: В Европе два-три года назад в качестве эксперимента начали реализовывать программы помощи туристам, ставшим жертвами преступлений в других странах. Насколько удачен этот опыт?

Ольга Костина: Эта работа приобрела новый качественный уровень. Сегодня это полноценное направление деятельности по поддержке граждан, ставших жертвами преступлений в чужой стране. Мы будем изучать все доклады на эту тему, потому что, внутри Victim Support Europe необходимо выходить на единую структуру, интернациональную «горячую линию», работу которой поддержали бы ведущие турагентства, перевозчики, посольства и консульства. Практическую поддержку туристам могла бы обеспечить профильная организация в стране его пребывания.

Отрадно, что в Victim Support Europe могут вступать не только неправительственные организации, но и официальные структуры стран, в которых забота о потерпевших – задача государства. Блестящий доклад был сделан шведскими коллегами о работе с травмированными детьми. Его подготовил и представил представитель государственного ведомства. Мы очень рассчитываем на сотрудничество со шведскими коллегами, потому что, например, компенсационная модель выплат потерпевшим в этой стране, наиболее подходит для России.

В ближайшее время, по моему мнению, Victim Support Europe приобретет еще большее значение и авторитет. По европейским чиновникам было видно, что они заинтересованы в сотрудничестве. В этом заинтересована и сама организация.

Сопротивление: В России так же произошли существенные изменения в защите прав жертв преступлений. Принят закон, расширяющий права потерпевших на стадии следствия, в судебном заседании, при рассмотрении УДО осужденного. Отдельный блок касается защиты детей. Какие задачи сейчас стоят перед Россией?

Ольга Костина: Главная задача – обеспечить качественное правоприменение принятых законов и контроль за соблюдением прав потерпевших. Я рассказала зарубежным коллегам о новациях в российском правовом поле. Мы, действительно, сделали большой шаг вперед. Многие из коллег подходили позже и говорили, что некоторых норм нет даже в законодательстве их стран. Однако, мы все сошлись на том, что любой, даже очень хороший документ, можно уничтожить на стадии реализации. Кстати, саботаж на уровне правоприменения закона актуален не только для России. Об этом говорили и представители Великобритании, ряда других европейских стран. Тем не менее, хочу отметить, что, например, российское МВД, по распоряжению министра уже начало издавать инструкции, которые соответствуют новым задачам по защите потерпевших. Это и вопросы с информированием о прекращении административного надзора и вопросы, связанные с усилением работы с заявителем.

Наверное, мы еще раз попытаемся поговорить с Генпрокуратурой, потому что в России необходим выделенный надзор за правами потерпевших. Объем прав потерпевших возрос, хотелось бы, чтобы качество их реализации было под контролем.

Следующая конференция Victim Support Europe пройдет в 2015 году в Португалии. Подобные встречи для нашей организации имеют принципиальное значение, потому что они позволяют нам экономить время. Прежде чем мы на практике «дойдем» до тех мер, до которых наши коллеги проделали долгий путь, пройдет не одно десятилетие. У нас нет времени «изобретать велосипед». Какие-то модели нам не подходят, какие-то подходят. Важно понимать, что решения есть и к ним нужно внимательно присматриваться.