Совет судей обсудит подготовку судебной системы к расширению полномочий присяжных



alttext



Во вторник в Москве началось заседание Совета судей. Один из ключевых вопросов, который сегодня предстоит решать судебной системе: это расширение использования суда присяжных.

В четверг с большим докладом на Совете судей выступит председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев. Нетрудно предположить, что пойдет профессиональный разговор о будущем суда присяжных.

Напомним, что 20 мая Госдума приняла во втором чтении президентский пакет законопроектов о расширении применения института суда присяжных.

В региональных судах число присяжных заседателей сокращается с двенадцати до восьми человек. Это сделано для того, чтобы упростить процедуру отбора присяжных. Соответственно, коллегии будут формироваться быстрее.

Вместе с тем коллегии присяжных вводятся и в районных судах, и здесь возможны сложности экономического характера. Много ли районных судов готовы организовать процессы с участием присяжных?

На создание необходимой инфраструктуры в районных судах для коллегий присяжных отводится более двух лет: предусматривается, что закон в части создания коллегий присяжных в районных судах вступит в силу в июле 2018 года, и состоять коллегии там будут из шести присяжных.

Согласно законопроекту, присяжные смогут рассматривать абсолютно все дела об убийствах. Кроме того, в подсудность присяжным будут отнесены дела части 4 статьи 111 УК “Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего”.

По расчетам разработчиков проекта, после принятия закона потенциально под юрисдикцию судов присяжных попадут более 15 тысяч дел в год. Впрочем, в правовом сообществе активно обсуждаются идеи сделать и другие шаги в сторону расширения полномочий судов присяжных.

Есть предложение поручить судьям из народа дела об экономических преступлениях. Была идея отдать присяжным и некоторые гражданские споры, например семейные или трудовые. С такими предложениями выступала, в частности, Федеральная палата адвокатов.

Большой резонанс вызвала и инициатива разрешить присяжным рассматривать дела по самообороне. Законы у нас вполне справедливы, считают эксперты, но на практике, подчас, возникают проблемы.

Законодатели пояснили, что слышали о многих предложениях, но обсуждать их будут уже позже, в рамках других инициатив. Сначала надо решить вопрос в принципе: внедрить коллегии присяжных в районных судах.

Основная проблема, почему у присяжных пока мало работы, в том, что коллегии “народных судей” предусмотрены только в региональных судах. Поэтому масса категорий дел выпадает из подсудности судов присяжных. Готовящийся закон меняет ситуацию, а судам надо готовить материальную базу.

Кстати, как рассказал недавно Вячеслав Лебедев, в прошлом году судами было рассмотрено более 960 000 уголовных дел в отношении более одного миллиона лиц.

“Почти каждый четвертый освобожден судом от уголовной ответственности по различным процессуальным основаниям, – сообщил Вячеслав Лебедев. – Из почти полумиллиона дел о преступлениях небольшой тяжести почти каждое четвертое прекращается судом по основаниям, имевшим место на стадии расследования”.

По его словам, в особом порядке судебного разбирательства, когда вынесение оправдательного приговора не предусмотрено самой формой судебного разбирательства, рассмотрены дела в отношении более 656 000 лиц, из которых осуждено 544 000, а в отношении 112 000 лиц дела прекращены.

– Рассматривая эти дела в особом порядке судебного разбирательства, суд может постановить обязательный приговор и назначить наказание только в том случае, если придет к выводу, что обвинение, с которым согласился обвиняемый, является обоснованным и подтверждается доказательствами, собранными по делу, – говорит Вячеслав Лебедев. В порядке судебного разбирательства, когда в деле исследуются доказательства, уголовные дела рассмотрены в отношении 360 тысяч человек, осуждено 217 тысячи человек, а освобождено от уголовной ответственности 134 тысячи. В том числе оправдано 4600 подсудимых. Так что цифры, по мнению руководителей судебной системы, говорят о том, что в обвинительный уклон наши судьи не впадают.

За последние пять лет количество осужденных к реальному лишению свободы сократилось на треть, то есть до 219 тысяч лиц.

В 2015 году за преступления против личности было осуждено 270 тысяч лиц, а за убийство – 9200 граждан. 70 процентов осужденных за убийство не имели определенных занятий, 66 процента не имели семьи, 72 процента совершили преступление в состоянии алкогольного опьянения, а 32 процента были ранее судимы.

После отсидки осужденные все чаще берутся под административный надзор, назначаемый судом. А контролирует бывших заключенных полиция.

Кстати, во вторник пленум Верховного суда России принял проект постановления пленума, объясняющий, когда бывшего заключенного можно вернуть в тюрьму за уклонение от административного надзора.

Уклонение от административного надзора – это уголовная статья. Попасть под нее может как человек, не приехавший после освобождения к месту, указанному в предписании (это место, кстати, он выбирает сам), так и поднадзорный, несколько раз нарушивший запреты.

За год за уклонение от административного надзора было осуждено более трех тысяч человек. Теперь Верховный суд разъяснил случаи, когда поднадзорные не попадают под статью.

Владислав Куликов, Российская газета