Война за дорогу: российские депутаты нашли закон для московских эвакуаторщиков



alttext



22 мая 2015 года Госдума РФ приняла закон, регламентирующий порядок эвакуации автомобилей, нарушающих правила парковки и стоянки. Почему московские власти были категорически против депутатского законопроекта? Каким образом не уполномоченные сотрудники МАДИ оштрафовали москвичей почти на 2 млрд. рублей? Выиграет или проиграет наше общество, если власти столицы отберут у правоохранительных органов полномочия по взысканию штрафов, выписанных за нарушения ПДД, сделанных комплексами фото-видео-фиксации?  На эти и другие острые вопросы в своем аналитическом исследовании отвечает юрист МПОО «Сопротивление» Иван Климович.

Первый зампред Комитета Госдумы ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Иванович Лысаков предложил на рассмотрение депутатов хорошо продуманный сбалансированный законопроект, направленный на изменение сложившейся обстановки в Москве с тотальной эвакуацией автотранспорта. Если быть предельно откровенным – на искоренение конфликтных ситуаций постоянно возникающих в этой сфере между водителями-«аля»-нарушителями и представителями столичной исполнительной власти. Кратко отметим, что законопроект уточнял перечень административных правонарушений, при которых возможна эвакуация транспорта, определял момент прекращения задержания транспортного средства на месте правонарушения, восстанавливал полномочия Правительства РФ по установлению порядка перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата и др. Подробно с новеллами законопроекта можно ознакомиться в конце этой статьи.

В пятницу 22 мая 2015 года Госдума РФ после долгих баталий все-таки приняла проект Федерального закона № 648313-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» во втором и в третьем чтениях. Теперь, если водитель подошел к эвакуатору, на котором находится его автомобиль и, если эвакуатор не начал движение, он на законных основаниях может требовать прекращения его задержания, поскольку причина задержания устранена. Ранее к подобной ситуации применялся традиционный карательный подход: «есть нарушение, есть эвакуатор, беру и увожу».  При этом, эвакуировать автомобиль из-под знаков «остановка запрещена» и «стоянка запрещена» теперь можно только при наличии специальной таблички «работает эвакуатор». Нет таблички, значит можно только штрафовать.

Безусловно, в условиях такого мегаполиса, как город Москва, создание парковочных зон, эвакуация транспортных средств, препятствующих другим участникам дорожного движения, конечно же, очень сложные по своему осуществлению задачи, но и одновременно – положительный момент для улучшения пропускной способности на дорогах столицы.

В данной сфере правоотношений сложилась ситуация, при которой благоустройство города и решение стратегических задач в области организации безопасного и доступного дорожного движения стало камнем преткновения между водителями и городскими службами. При этом московские власти не шли и не идут ни на какие уступки обществу, отвергая все аргументы о необходимости разумного, основанного на законе регулирования правоотношений в этой сфере. Ведь речь идет даже не о содержании закона, регламентирующего правила эвакуации, а о его необходимости.

Принципиальным моментом непосредственно для Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы в лице его руководителя Максима Ликсутова в вопросе принятия указанного закона, стало ограничение возможности эвакуации транспортных средств, нарушающих требования дорожных знаков или разметки проезжей части дороги. Говоря проще, чиновник настаивает на том, что «транспортный цех» службы эвакуации должен по-прежнему иметь право увозить все автомобили из-под знаков «стоянка запрещена» и «остановка запрещена». Ликсутов неоднократно подчеркивал во всевозможных СМИ, что инициатива просто штрафовать уничтожает эвакуацию на корню, и что это приведет к дорожному коллапсу в Москве. На прошедшем в апреле заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека в обоснование своих опасений о запрете эвакуации, московский чиновник привел статистику о том, что в Москве ежесуточно эвакуируется порядка 800-900 автомобилей. По его мнению, именно это  количество своевременно не эвакуированных машин, может привести к 10-бальным заторам. Данный довод вызывает как минимум недоумение, ведь только официально зарегистрированных транспортных средств в Москве насчитывается около 5.5 млн. Возникает вопрос: как, пусть даже максимально приведенный Ликсутовым, порог в 900 машин, может заблокировать всю автотранспортную сеть столицы? Наверное, это возможно, если водители массово будут бросать свои автомобили прямо посреди проезжей части. Но такая ситуация больше похожа на кадры из голливудского фильма-катастрофы, чем на реальность.

Так или иначе, ко второму чтению законопроекта Вячеслава Лысакова представителям столичной мэрии все же удалось исключить эту инициативу из документа. Во всем мире нарушителям правил парковки выписывают штрафы, а эвакуация является крайней, исключительной мерой. Только в Москве эвакуация транспортного средства – приоритет в работе дорожной инспекции. Оформленная законодательно инициатива, обязывающая ответственные органы устанавливать специальную табличку «работает эвакуатор», конечно, компромисс. Это признают и сами депутаты. Только компромисс в известной степени опасный. Таблички, как это часто у нас бывает, имеют практику исчезать. А была ли табличка на самом деле или ее и вовсе не было на штрафстоянке никто разбираться не будет.

Лукавство руководства Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы можно отметить и в другом важном моменте. Всем нам известно, что эти самые «апокалипсные» 900 автомобилей, как правило, эвакуируются из-под дорожного знака 3.27 («стоянка запрещена»). Этот знак в народе уже стал символом городского феодализма, поскольку стихийно, без предупреждений, а порой логичных дорожно-транспортных основания кочует по территории всего города. Несоблюдение требований знака приводит к тотальной, в большинстве случаев, не обоснованной эвакуации транспортных средств. Одно дело, когда автомобиль припаркован под запрещающим знаком, и его эвакуируют, потому что действие этого знака обосновано. А как быть, если знак поставлен только лишь для того, чтобы Вашу машину забрал эвакуатор? О массовых нарушениях с установкой подобных знаков, выявленных московской прокуратурой, читайте в нашей следующей статье.

Кстати, новый закон теперь обязывает власти оповещать граждан об установке дорожных знаков, запрещающих въезд, стоянку, остановку либо обозначающих дорогу или проезжую часть с односторонним движением не менее, чем за 20 дней до начала их действия. Информирование будет происходить на официальных сайтах федеральных , региональных и местных органов исполнительной власти, в ведении которых находится соответствующая дорога, а так же на самих дорогах на информационных табло и стендах.

Конечно, причины столь жесткого противостояния столичных властей законопроекту российских депутатов лежат на поверхности обсуждаемой темы.  Очевидно, что баланс обустроенных платных парковочных мест и зон запрещающих парковку существенно нарушен. При этом денежные средства, взысканные за нарушение требования знака «стоянка запрещена», поступают в местный бюджет. Но просто штрафовать никто не хочет. Ведь львиная доля денежных средств, которые взыскиваются с водителей за услуги эвакуации и за хранение автомобилей на штрафстоянках, поступают частным организациям. Коммерциализация данной сферы правоотношений никак не может улучшить отношение граждан к подобным способам решения проблемы. Тем более, что она уже привела к массовым нарушениям закона городскими службами, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации.

В следующей статье мы познакомим Вас с результатами проверок прокуратуры деятельности ряда организаций, учрежденных Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.

Сопротивление

______________________________________________________________________________________

Справка о  проекте Федерального закона № 648313-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (подготовлено на основании заключения Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека):

1. Установление административной ответственности за незаконное использование опознавательного знака «инвалид» (в дополнение к существующей административной ответственностью за использование опознавательного фонаря легкового такси) и усилении ответственности возможностью эвакуации транспортного средства, нарушившего правила остановки или стоянки транспорта в местах, отведенных для транспортных средств инвалидов (поправки в ст.ст. 12.4, 12.5 и 27.13 КоАП РФ).

Широко распространенное занятие парковочных мест, предназначенных для транспорта инвалидов, автомобилями не инвалидов, существенно ограничивают инвалидов в возможности пользоваться в том числе медицинскими, социальными и иными государственными учреждениями, нарушая, прежде всего, их право на охрану здоровья и социальное обеспечение.

При этом, существует необходимость:

– правового регулирования вопроса администрирования парковок для инвалидов и возложение этой обязанности в том числе и на хозяйствующего субъекта – владельца земельного участка, на котором размещена парковка;

– составления единого общероссийского онлайн реестра инвалидов, чтобы не допустить эвакуации транспорта иногородних инвалидов в ходе «массовой» эвакуации.

2. Ограничение возможности эвакуации транспортных средств, нарушающих требования, предписанные дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, лишь грузовыми транспортными средствами.

При этом сохраняются предусмотренные ч.ч. 3 – 4 ст. 12.19 КоАП РФ основания эвакуации любых транспортных средств в случае нарушения правил остановки или стоянки:

– на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним,
– на тротуаре,
– в местах остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси,
– на трамвайных путях,
– далее первого ряда от края проезжей части,
– в тоннеле,
– а также на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств.

Вышеназванный перечень оснований эвакуации в случае нарушения правил остановки или стоянки достаточен, чтобы не создавались транспортные заторы и не нарушались права автомобилистов и других участников движения.

Правительство Москвы ссылается на необходимость сохранить возможность эвакуации транспортных средств в местах прохождения общественного транспорта или на наиболее загруженных участках уличной дорожной сети.

Притом, что данное основание эвакуации предусмотрено ч. 4 ст. 12.19 КоАП РФ в случае создания препятствий для движения других транспортных средств, в том числе общественного транспорта.

Эвакуация же транспортных средств лишь за несоблюдение требований дорожных знаков или разметки, если они не препятствуют движению других транспортных средств, недопустима и является грубым нарушением прав человека.

3. Предложение об урегулировании момента прекращения задержания транспортного средства, если причина его задержания устранена до начала движения эвакуатора, перемещающего задержанное транспортное средство на специализированную стоянку (новая ч. 1.1 ст. 27.13 КоАП РФ), а также об обязательности присутствия должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы по делу об административном правонарушении, до начала движения транспортного средства, перемещающего задержанное транспортное средство на специализированную стоянку (дополнение ч. 3 ст. 27.13 КоАП РФ).

При этом, требует изменения предусмотренная в ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ возможность эвакуации транспортного средства исключительно «в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку)».

В связи с дефицитом свободных территорий в крупных городах специализированные стоянки расположены, как правило, на окраинах, и перемещение транспортного средства влечет необоснованное увеличение трафика. Кроме того, специализированные охраняемые стоянки требуют обслуживания, что учитывается в стоимости эвакуации и хранения.

Целесообразно ограничить возможность эвакуации транспортного средства на специализированную стоянку, если оно может быть перемещено в ближайшее место, где не будет нарушать правила дорожного движения и создавать препятствий движению других транспортных средств или пешеходов, что сейчас применяется при уборке улиц. Такое перемещение не будет дорогим, поскольку осуществляется на небольшое расстояние, как правило, в зоне пешеходной доступности автовладельца.

Предлагаемое изменение потребует урегулирования процедуры контроля за перемещением задержанного транспортного средства на другое место уличной дорожной сети должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

4. Норма о том, что перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам либо представителям, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (поправки в ч.ч. 9 – 11 ст. 27.13 КоАП РФ). В настоящее время это относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу специфики правового регулирования такой порядок должен быть единым и устанавливаться исключительно Правительством Российской Федерации, чтобы его особенности были известны автовладельцам из всех субъектов Российской Федерации (единый порядок оповещения об эвакуации, оформление необходимых для возврата документов в одном месте, не устанавливалась обязательность оплаты эвакуации и хранения автомобиля для его возврата и др.).

Кроме того, отношения по перемещению и хранению транспортных средств на специализированных стоянках являются гражданско-правовыми, а гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации (пункт «о» ст. 71 Конституции РФ), и субъект Российской Федерации не вправе осуществлять собственное правовое регулирование (ч.ч. 1 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

При этом, целесообразно установление тарифов на эвакуацию Федеральной службой по тарифам Российской Федерации с учетом мнения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо последними на основании методических указаний ФСТ России.